В минувший понедельник вечером жители северо-западного Йемена сообщили о крупномасштабных авиаударах и поделились фотографиями и видеозаписями взрывов в социальных сетях.
Таким образом, силы США и Великобритании нанесли еще одну крупную серию авиаударов по йеменским боевикам-хуситам, которые с ноября нападают на торговые суда в Красном море.
В заявлении Центрального командования США отмечается, что американские и британские силы нанесли удары по восьми целям хуситов — это наибольшее количество сообщений за один раз с момента первого раунда авиаударов 11 января.
Атаки производились по “ракетным системам и пусковым установкам, системам противовоздушной обороны, радарам и подземным хранилищам оружия”.
Соответственно, Командование опубликовало сопроводительное видео, демонстрирующее запуск F/A-18 Super Hornets с палубы американского авианосца “Дуайт Д. Эйзенхауэр”, который в настоящее время дислоцируется в Аденском заливе.
Самолет, судя по всему, вылетал с полным грузом антибункерных бомб, отмечает The War Zone, популярный сайт OSINT и обороны.
При этом, центральное командование позаботилось о том, чтобы отнести двусторонние авиаудары США и Великобритании к своей собственной категории деятельности, “отдельной и отличающейся” от многосторонней полицейской операции, известной как Operation Prosperity Guardian.
В последнем случае имеется другой список стран-участниц, включая некоторых, которые предпочли остаться анонимными.
США и Великобритания считают, что хуситы действуют не в одиночку.
Иранские боеприпасы также были захвачены по пути в Йемен в течение многих лет, с первых дней гражданской войны в Йемене.
Вице-адмирал Дж. Брэд Купер, глава 5-го флота США, заявил репортеру AP в понедельник, что Иран “очень непосредственно вовлечен” в нападения хуситов на суда.
Reuters сообщило, что у Ирана есть военные советники на местах для оказания помощи в выборе целей и проведении операций.
Меньший по интенсивности удар был нанесен сегодня утром 24 января, в результате которого были уничтожены две противокорабельные ракеты хуситов.
Атака была произведена около 2:30 по местному времени.
Между тем, меняющаяся ситуация с безопасностью в Красном море вновь влияет на торговые потоки.
Согласно исследованию группы Kepler, осуществляющей мониторинг коммерческих судов, несколько танкеров, следующих в ЕС, меняют маршрут вокруг южной оконечности Африки, чтобы избежать риска нападений хуситов у берегов Йемена.
“Европейские страны рассматриваются как соучастники войны Израиля с ХАМАСом. Они предпочли бы обогнуть мыс Доброй Надежды, а не рисковать через Красное море”, – передает CNBC.
Поскольку танкеры движутся медленно, это увеличивает график доставки нефти с Ближнего Востока в Европу на несколько недель и на столько же увеличивает время, необходимое для обратного пути.
Альтернативный Суэцкому каналу маршрут снижает доступность к свободному танкерному тоннажу, увеличивая стоимость доставки и делает других поставщиков в Атлантическом бассейне более конкурентоспособными по некоторым категориям товаров.
По информации CNBC, европейские потребители чаще обращаются к американским и бразильским нефтеперерабатывающим заводам за дизельным топливом и снижают зависимость от давних поставщиков, расположенных к Востоку от Суэца.
Сбой поставок – это новая проблема для сырьевых трейдеров и нефтеперерабатывающих компаний, обслуживающих рынок ЕС.
До 2022 года Европа получала 20 процентов своей нефти из России, а также большую часть импортируемого дизельного топлива.
Правительства ЕС решили поэтапно прекратить эти поставки с началом СВО Владимира Путина в Украину, послав сигнал о противодействии и вынудив российских производителей искать новые рынки сбыта.
Чтобы компенсировать утрату российской нефти, Европа обратилась к другим поставщикам на Ближнем Востоке и в отношении продуктов переработки к Индии.
Но сейчас, поскольку доступ к Красному морю стал менее гарантированным, эти поставщики стали менее доступными по цене, что вынудило еще раз скорректировать систему закупок в ЕС.