Новый транспортный коридор, позволяющий грузовым судам перевозить украинское зерно и железную руду из портов Черного моря, значительно снизил ставки фрахта, и они, вероятно, будут падать и дальше. В этом уверены в Министерстве сельского хозяйства Украины.
Киев запустил то, что он называет временным гуманитарным коридором, в августе, чтобы разрешить экспорт сельскохозяйственной продукции в качестве альтернативного соглашения после того, как Россия заблокировала поддержанную ООН сделку по черноморскому зерну, которая действовала в течение года.
Еще три грузовых судна покинули морские порты Украины в минувшее воскресенье, в то время как пять новых судов прибыли на погрузку.
Таким образом, можно делать вывод, что одновременно под погрузку порты Одессы способны принять не менее пять крупнотоннажных судов.
– Прибывают новые суда. Каждый сельхозпроизводитель в ближайшем будущем сможет почувствовать, что логистика за счет этого маршрута должна удешевиться и, соответственно, увеличится рентабельность зерна, – пояснил министр Николай Сольский в интервью репортеру Национального телевидения Украины.
В сентябре несколько грузовых судов воспользовались новым маршрутом, доставляя зерно и железную руду на мировой рынок.
“Первые балкеры ушли под высоким фрахтом. Следующие стоят дешевле. Я думаю, что за последние 2-3 недели грузоперевозки подешевели на 30-40%. Это по-прежнему дорого, но намного дешевле, чем было”, – считает Сольский.
Он не привел точных цифр, а между тем, ожидается, что в нынешнем году Украина соберет 79 миллионов тонн зерновых и масличных культур, а экспортный профицит составит около 50 миллионов тонн в 2023/24 году.
С началом СВО Владимира Путина в Украине, уже в 2022 году Россия закрыла черноморские порты для одного из крупнейших в мире поставщиков зерна, что Киев и его западные покровители назвали попыткой использовать мировые поставки продовольствия в качестве шантажа.
Кремль обосновал происходящее тем, что в порты может ввозиться оружие.
С июля 2022 года порты были вновь открыты в соответствии с соглашением, заключенным при посредничестве Организации Объединенных Наций и Турции, которое позволяло России проверять суда на наличие оружия, но Россия заблокировала сделку в июле этого года.
Страховой брокер Миллер сообщил в прошлом месяце, что была создана новая система морского страхования экспорта украинского зерна с использованием нового морского коридора страны.