Повреждение газопровода в Балтийском море, обнаруженное в начале октября, могло быть вызвано, предположительно, действиями экипажа китайского коммерческого судна. Эксперты считают, что судно тащило по морскому дну большой якорь, задевший участок трубопровода.
При этом, у криминалистов нет уверенности – было ли это несчастным случаем или преднамеренным действием.
Следователи сообщили, что в настоящее время они извлекли потерянный якорь с морского дна в том месте, где восьмого октября произошел разрыв трубопровода, и выясняют, принадлежал ли он китайскому контейнеровозу.
Финские правоохранители ранее утверждали, что повреждение подводного газопровода Balticconnector и двух телекоммуникационных кабелей Балтийского моря было вызвано внешним механическим воздействием, и не исключено, что в результате диверсии.
На морском дне в месте инцидента были видны широкие следы волочения, ведущие к месту разрыва трубопровода, а якорь лежал сразу после места повреждения. Там же была замечена более узкая тропинка, протянувшаяся на десятки миль: кусок якоря, один из двух его шипов, отломился.
Пока под подозрением – китайский контейнеровоз New Polar Bear, который проходил над трубопроводом и кабелями в момент повреждения.
Следователи установили, что у судна отсутствовал один из передних якорей, и сообщили, что они безуспешно пытались связаться с руководством, чтобы узнать, был ли это тот самый, обнаруженный на дне Финского залива.
Инцидент привел к прекращению поставок трубопроводного газа в Финляндию, хотя страна рассчитывает обойтись импортом сжиженного природного газа с помощью морских поставок в свой порт Инкоо.
В результате нанесенного ущерба, командование НАТО усилило патрулирование в Балтийском море.
В сентябре 2022 года более крупные трубопроводы Nord Stream, соединяющие Германию и Россию, были повреждены в результате взрывов, которые власти назвали преднамеренными актами саботажа, хотя до сих пор неясно, кто стоял за атакой.
Таким образом, проблема выходит за рамки единичных инцидентов.
Мир обращается к возобновляемым источникам энергии, но возникает вопрос обеспечения их безопасной работы.
Например, ничто не мешает пиратам шантажировать собственников угрозой выведения из строя ветряков.
К каждой турбине ведь не приставишь военный корабль!
Весьма уязвимы и все прочие подводные коммуникации и инфраструктура.
– Наши технические специалисты работают здесь только до пяти часов дня, затем они расходятся по домам, – жалуется Томас Альмегаард, руководитель отдела эксплуатации ветроэлектростанции Nysted, совладельцем и оператором которой является датская Orsted, крупнейший в мире разработчик оффшорной ветроэнергетики.
И это понятно, так как морские ветряки не имеют каких-либо внешних ограждений или средств наблюдения.
Но пока только правительства Великобритании и Польши заложили в бюджет меры по повышению безопасности оффшорной инфраструктуры.
Великобритания, потратила $79 млн на адаптацию двух судов для подводного наблюдения и ведения боевых действий на морском дне.
И это при том, что только страны Северного моря планируют к 2030 году установить достаточное количество энергии ветра для более чем 100 миллионов домов, а у всех государств Еврозоны принята юридически обязывающая цель почти удвоить долю возобновляемых источников в общем объеме энергии к 2030 году, до 42,5%, что требует быстрого расширения использования морской ветроэнергетики.
Кто и на какие деньги будет защищать «зеленую» морскую энергетику?!
Большинство правительств заявляют, что ответственность ложится на разработчиков.
Официальные лица двух крупных компаний, занимающихся ветроэнергетикой, и двух оборонных компаний сообщили Reuters, что только на нескольких ветряных электростанциях установлены радары для мониторинга движения судов.
Больше никакого другого охранного оборудования не существует.
– Я думаю, чрезвычайно важно сказать, что защита активов в территориальных водах является делом государства, а не девелопера, – заявил агентству Reuters в апреле генеральный директор Orsted Мадс Ниппер.
Компания Orsted располагает 12-ю действующими в/э в Великобритании, пятью в Дании, четырьмя в Германии и одной в Нидерландах, но не имеет специальной службы безопасности, оснащенной соответствующей техникой для мониторинга и предотвращения диверсий.
В марте НАТО создало подразделение для устранения уязвимостей подводной инфраструктуры: увеличило количество кораблей и самолетов, патрулирующих Балтийское и Северное моря.
Впрочем, в защите нуждаются ни только отдельные турбины, но и высоковольтные подводные кабели и маршрутизаторы электронной связи.
Решения включают подводные дроны для мониторинга подводной инфраструктуры, небольшие радары и камеры для наблюдения за судами, а также датчики внутри силовых кабелей для обнаружения необычных перемещений.
По данным трех отраслевых источников, установка такого оборудования на крупной ветроэлектростанции обойдется от 20 до 60 миллионов евро.
Данные об общих затратах широко недоступны, но в качестве ориентира можно сказать, что это составит менее 2% от стоимости одного проекта, Sofia, который строится немецкой RWE в Северном море.
По расчетам Reuters, если страны Северного моря достигнут своей цели по созданию дополнительных мощностей в морской «зеленой» энергетике, это удорожает проекты на 3,6 миллиарда евро. Наблюдение, включая активное патрулирование, может обойтись еще дороже.
В рамках Фонда внутренней безопасности Европейского союза на 2021-2027 годы государствам-членам выделено 1,35 миллиарда евро для повышения безопасности в своих странах, заявила представитель Еврокомиссии по внутренним делам Анитта Хиппер.
По ее словам, эти средства могут быть потрачены на критически важную инфраструктуру, но это зависит от отдельных стран.
Кроме того, в текущем году вступила в силу директива ЕС, направленная на повышение устойчивости критически важных объектов инфраструктуры, которая требует требует, чтобы каждая страна имела планы по защите своих критически важных активов к 2026 году.
“Защита подводной инфраструктуры, включая кабели, трубопроводы и ветряные турбины, имеет решающее значение, но является сложной задачей. Это требует больших усилий со стороны правительства”, – считает Маттиа Чеккинато, старший советник по оффшорной ветроэнергетике WindEurope.
Проблема тем более актуальна, что большинство запланированных новых морских проектов будут осуществляться в международных водах.
При этом, существует один запланированный проект, в котором, по словам Орстеда, роли ясны – морской ветряной проект мощностью 1,5 гигаватта, который компания реализует в польской части Балтийского моря.
В июле 2023 года Польша приняла закон, позволяющий ее военным потопить вражеский корабль, нацеленный на тамошнюю энергетическую инфраструктуру.
Согласно правительственным решениям, создается постоянная база береговой охраны недалеко от того места, где планируется строительство морских ветряных электростанций.
– В Польше очень ясно, кто несет ответственность, – отмечает глава европейского подразделения Orsted Расмус Эррбо.
Но даже Польша считает, что это бремя расходов должно быть справедливо распределено.
“Роль военных заключается в защите критически важной инфраструктуры во время войны … но повседневная деятельность по защите инфраструктуры — это коммерческий вопрос”, – уверен Кшиштоф Яворский, командующий военно-морским оперативным центром ВМС Польши.
Резюмируя, следует обратить внимание предпринимателей, разработчиков, способных предоставить эффективные решения в области мониторинга и защиты объектов морской энергетической инфраструктуры.
Кроме того, для молодых людей, планирующих профессиональную карьеру, новая область деятельности должна выглядеть привлекательной и перспективной, так как поле непаханое.
А морякам подфлажникам, традиционно желаем заблаговременно обзавестись «зелеными» сертификатами.