Российские власти и некоторые экологические группы в Польше и Германии настойчиво выступали против прокладки канала через южную, польскую часть косы Вислы с тех пор, как эта идея была впервые предложена в 2004 году.

Москва в качестве аргумента выдвигала нежелательность предоставлять кораблям НАТО доступ в Калининградский залив (лагуну Вислы) без необходимости сначала проходить вблизи российских военных объектов в Балтийске, что представляет прямую угрозу безопасности Калининграда и Российской Федерации в целом.
Стоит напомнить, что коса Вислы или Балтийская коса имеет длину 65 километров и ширину от 300 до 9 000 метров.
Северные 35 км принадлежат Российской Федерации, южные 30 км — Польше.
Существующий единственный вход в лагуну с солоноватой водой за этой тонкой лентой суши проходит недалеко от ее самой северной точки и охраняется российской военной базой в Балтийске, в то время как несколько небольших рукавов дельты реки Вислы впадают в польский сегмент.
Неудивительно поэтому, что польские власти всегда подчеркивали необходимость выхода в Балтийское море для близлежащего города Эльблонг и прилегающих к нему районов, для чего в феврале 2019 года затеяли строительство канала через Балтийскую косу.
Стоимость земляных работ, о которой сообщило польское правительство, первоначально составлявшая примерно 880 миллионов польских злотых, в конечном итоге возросла до 2 миллиардов польских злотых.
Наконец, в минувшую субботу польские власти официально открыли новый канал, соединяющий лагуну реки Висла с Гданьским заливом.
Соответственно, порт Эльблонг приобрел статус стратегического, позволяющего осуществлять навигацию, в том числе кораблям НАТО, в зоне Балтийского залива.
Грузовые суда смогут пользоваться каналом после того, как он будет дополнительно углублен почти на пять метров.