Переход к глобальной экономике с низким уровнем выбросов требует новых «зеленых рабочих мест» и переподготовки кадров, в том числе в мировой морской индустрии.
Зеленые рабочие места в широком смысле определяются как любая работа или карьера, которая сосредоточена на окружающей среде, в частности на экологической устойчивости и решении экологических проблем.
Они представляют собой управление и внедрение устойчивых практик, влияющих на природную среду.
Зеленые рабочие места, связанные, например, с работой морского порта, включают карьеру в области возобновляемых источников энергии и солнечной энергии, управления ливневыми стоками, восстановления среды обитания и углеродного банкинга, экотуризма и устойчивого транспорта, соблюдения экологических требований и восстановления, а также общей экологической политики.
Переход глобального судоходства к «зеленым» технологиям сопряжен с созданием новых рабочих мест и необходимостью приобретения новых навыков для сотен тысяч моряков по всему миру.
По прогнозам, только в отрасли возобновляемых источников энергии к 2030 году будет создано 38,2 миллиона рабочих мест.
Согласно исследованию Совета по оффшорной ветроэнергетике Великобритании (OWIC), число занятых в этой отрасли увеличится с 26 000 в настоящее время до 69 800 к 2026 году.
С учетом того, что оффшорная ветроэнергетика для поддержания своего функционирования базируется на морских перевозках — это означает, что большое количество рабочих мест создается косвенно на судах вспомогательного и технического флота.
Ожидается, что декарбонизация традиционного судоходства, на долю которой в настоящее время приходится 3% глобальных выбросов парниковых газов (ПГ), приведет к созданию «зеленых» рабочих мест в рамках новых производственно-сбытовых цепочек, при этом 87% инфраструктуры, по прогнозам, будет наземной.
Существует также значительная потребность в развитии навыков для экологически чистого судоходства.
Моряку, который в настоящее время работает с углеродным топливом, потребуется дополнительная подготовка по мере перехода отрасли на будущие технологии альтернативного топлива, такие как водород, аммиак и аккумуляторы.
Достижение целей обезуглероживания в сочетании с быстрым технологическим развитием и постоянно расширяющимися технологиями «умного судна» отражает общую тенденцию к «более квалифицированному» моряку и требует повышения цифровых навыков; науки, технологии, инженерии и математики (STEM); безопасности и организационных навыков для удовлетворения требований к чистому нулевому уровню выбросов.
Согласно анализу, проведенному по заказу Целевой группы Maritime Just Transition, это будет означать разницу в подготовке 800 000 моряков к середине 2030-х годов по сравнению с 350 000 моряков к концу 2050-х годов, что существенно повлияет на сроки обучения и повышения квалификации.
Наличие квалифицированной рабочей силы и надлежащего образования будет иметь важное значение для «зеленой» трансформации судоходства.
На Филиппинах, чьи моряки составляют 14% мирового плавсостава, правительство уже предпринимает действия, чтобы обеспечить своей стране место лидера на море завтрашнего дня, взаимодействуя с Целевой группой по справедливому переходу на море и недавно созданным трехсторонним «Международным консультативным Комитетом по глобальным морским делам», который внесет вклад в глобальную конкурентоспособность филиппинских моряков и подготовит их к декарбонизации.
Программа предусматривает консультирование правительства по вопросам подготовки кадров для экологически чистого судоходства.
В том же направлении действует правительство Индонезии.
К сожалению, ничего подобного мы не наблюдаем в России и Украине, теряющей плавсостав из числа, так называемых, моряков подфлажников.
И это в то время, когда морские администрации даже не очень развитых стран, стремятся переподготовить кадры торгового флота, чтобы создать «универсальных моряков», которые смогут работать по всем направлениям, а не по сегментам, сосредоточенных только на одном типе судна, что фактически ограничивает их и с точки зрения карьеры.
Между тем, государства — члены IMO и другие соответствующие органы просто обязаны внедрять и обеспечивать соблюдение существующих международных стандартов по безопасности, обучению и ознакомлению всего экипажа, как того требует STCW 1978.
Наряду с внедрением существующих стандартов, необходимы новые знания, понимание, квалификация и компетенции (KUPC) в области альтернативных видов топлива и передовых технологий наряду с соответствующими сертификатами, подтверждающими KUPC моряков.
Обязательства по переподготовке моряков должны включать надлежащее практическое время в море, обучение на борту и наставничество, системы ознакомления и несения вахты, техническое обслуживание, часы работы и часы отдыха.
Моряки, чьи рабочие места перемещены, должны пройти переподготовку и иметь гарантии передислокации, которые могли бы включать работу на берегу.
Необходимы четкие пути карьерного роста моряка.
Быстрый переход к нулевому показателю создаст возможности для недопредставленных групп в морской отрасли. Поэтому, необходима активная политика по продвижению женщин в морском деле в рамках справедливого переходного процесса а также активное вовлечение молодых людей в индустрию, чтобы они могли представить себя работающими в «зеленой» отрасли через несколько десятилетий.
Такова позиция руководства ITF, которое призывает судоходные компании предлагать больше тренингов без отрыва от производства, а также взять на себя долю расходов на переобучение моряков.
Морякам должна выплачиваться компенсация за участие в учебных программах во время их отпуска или увольнения на берег.
В то же время, трудно представить, что в создавшейся обстановке, судовладельцы захотят за свой счет осуществлять переподготовку российских и украинских моряков подфлажников.
Готовые оплатить заграничные offline курсы в береговых Центрах подготовки навигаторов и судомехаников, с получением соответствующих сертификатов, могут обратиться в Бюро «Инфотекст».
Бесплатные online курсы здесь.