Насколько можно судить, по состоянию на 16 сентября, зерновая сделка проходит без участия России. Тому свидетельство, следование двух коммерческих судов под погрузку зерном в черноморские порты Украины. По информации вице-премьера правительства Украины Александра Кубракова, сухогрузы “Resilient Africa” и “Aroyat” направлялись через Северную часть Черного моря в украинские порты, чтобы принять на борт почти 20 000 тонн пшеницы для стран Африки и Азии.
Украина в прошлом месяце объявила о создании “гуманитарного коридора” в Черном море, чтобы освободить суда, застрявшие в ее портах с начала войны в феврале 2022 года, и обойти фактическую блокаду после того, как Россия отказалась от сделки, позволяющей Киеву экспортировать зерно.
К настоящему времени пять сухогрузов покинули Одесский порт, воспользовавшись коридором, который проходит вдоль Западного побережья Черного моря вблизи Румынии и Болгарии.
“Хотя ООН не участвует в перемещении этих судов, мы приветствуем все усилия по возобновлению нормальной торговли, особенно жизненно важными продовольственными товарами, которые помогают снабжать и стабилизировать мировые продовольственные рынки”, – заявил Reuters представитель ООН, говоривший на условиях анонимности.
“Мы продолжаем наши усилия по облегчению экспорта сельскохозяйственной продукции как из Украины, так и из Российской Федерации”.
Впрочем, по информации того же Кубракова, в период с 18 июля по настоящее время, в результате атак России на порты Украины повреждены и частично уничтожены 105 объектов портовой инфраструктуры, что привело к сокращению экспорта зерновых грузов в страны Азии, Африки и Европы почти на 3 миллиона тонн в месяц.
Например, в ночь на 13 сентября в результате очередной массированной атаки на порты Рени и Измаил ударными беспилотниками были повреждены административные здания, склады для зерновых грузов, емкости для хранения растительного масла и автотранспорт.
Семь водителей были доставлены в больницу в тяжелом состоянии.