Судебное преследование за преступление агрессии занимает важное место в повестке дня с тех пор, как Кремль начал неспровоцированное вторжение в Украину, решение, которое подавляющее большинство международного сообщества осудило как вопиющее нарушение Устава Организации Объединенных Наций и суверенитета Украины.
Резолюция ООН, одобренная в феврале 141 страной, осудила “ужасные нарушения прав человека и гуманитарные последствия агрессии Российской Федерации против Украины” и призвала к немедленному прекращению боевых действий и безоговорочному выводу всех российских войск.
Но, несмотря на растущий хор голосов, призывающих к ответственности, судебное преследование за преступления агрессии остается серьезной юридической проблемой, не имеющей четкого пути продвижения вперед.
Последний раз такого рода преступления привлекались к ответственности во время Нюрнбергского процесса, проходившего после Второй мировой войны, когда обвинения квалифицировались, как “преступления против мира”.
В наше время, судебное преследование за преступление агрессии, предположительно совершенное Россией против Украины, должно быть максимально усилено, чтобы создать сдерживающий эффект для других стран, у которых может возникнуть “искушение” совершить подобное поведение.
На этом натаивает Бет Ван Шаак, посол США по особым поручениям по вопросам глобального уголовного правосудия.
“Я наблюдала невероятную эволюцию с точки зрения того, что мир становится все более сплоченным в отношении императива справедливости не только для того, чтобы оправдать тех жертв и выживших, чьи жизненные планы были неизгладимо нарушены ужасной агрессивной войной России, но и для создания сдерживающего эффекта”, – сообщила Ван Шаак в интервью Euronews.
“Другие государства, у которых может возникнуть соблазн развязать агрессивные войны в прилегающих районах, подумали бы дважды, потому что они увидели бы решительный ответ правосудия за преступление агрессии, а также за военные преступления и преступления против человечности, которые могут возникнуть в результате совершения первоначального акта агрессии”.
“Разговоры происходят. Переговоры все еще ведутся”, – подчеркнула в интервью Ван Шаак, которая является координатором правовой реакции Америки на зверства, совершенные по всему миру.
“Ряд различных государств очень привержены обеспечению реальной ответственности за преступление агрессии, включая Соединенные Штаты. И поэтому мы ищем способы сделать это”.
В отличие от военных преступлений, преступлений против человечности и геноцида, которые применяются к лицам, лично совершающим зверства, таким как военные офицеры и наемники, преступление агрессии — это преступление руководства, направленное против лица, в конечном счете ответственного за контроль над государством-агрессором.
Агрессия сама по себе может состоять из вторжения, оккупации, аннексии, блокады портов, бомбардировки или любого другого нападения, которое предполагает применение оружия одним государством против другого.
Согласно Международному уголовному суду (МУС), преступление агрессии относится к “планированию, подготовке, инициированию или исполнению лицом, имеющим возможность эффективно осуществлять контроль над политическими или военными действиями государства или направлять их, акта агрессии, который по своему характеру серьезность и масштаб, представляет собой явное нарушение Устава Организации Объединенных Наций”.
Подобная формулировка делает президента Владимира Путина наиболее вероятным обвиняемым в будущем судебном процессе.
Однако такая возможность, в лучшем случае, остается абстрактным стремлением.
Главы государств пользуются иммунитетом от судебного преследования в соответствии с международным правом, и заочный судебный процесс в глазах многих может рассматриваться как незаконный.
И хотя МУС установил юрисдикцию в отношении преступлений агрессии в соответствии с так называемыми Кампальскими поправками, это относится только к странам и гражданам из стран, которые являются участниками Римского статута, чего не делают ни Россия, ни Украина.
МУС также может получить юрисдикцию по рекомендации Совета Безопасности ООН, альтернативный путь, который почти гарантированно будет заблокирован Россией, постоянным членом Совета, а также, возможно, Китаем, одним из ближайших союзников Москвы.
В качестве возможного выхода из тупика, Европейский союз предложил два юридических варианта: специальный трибунал, основанный на многонациональном договоре, или гибридный трибунал, основанный на системе правосудия страны, но с элементами международного права.
Такой страной, по всей вероятности, будет Украина, Уголовный кодекс которой прямо предусматривает наказание за “планирование, подготовку и ведение агрессивной войны” в виде тюремного заключения на срок до 15 лет.
В то время как между политиками и учеными-юристами разворачиваются дискуссии, западные союзники договорились создать Международный центр судебного преследования за преступления агрессии (ICPA) для сбора и анализа доказательств для будущего судебного процесса, посвященного преступлению агрессии.
Посол Ван Шаак приветствовала ICPA как “важный” промежуточный шаг, который может помочь заложить основу для убедительного юридического обоснования.
“В конечном счете, возникнет желание и заинтересованность в потенциальном подтверждении обвинений против конкретных лиц. И вот тогда нам понадобится трибунал”, – отметила Ван Шаак.
В свою очередь считаем необходимым напомнить, что в минувший вторник Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон, усиливающий уголовную ответственность за государственную измену, диверсии, террористическую деятельность, а также устанавливающий наказание за оказание содействия в исполнении решений международных организаций, в которых РФ не участвует, или иностранных государственных органов.
Соответственно, закон вводит в Уголовный кодекс ответственность за оказание содействия в исполнении решений международных организаций, в которых РФ не участвует, или иностранных государственных органов.
Необходимые поправки дополняют УК новой статьей 284 (3).
Так, оказание содействия в исполнении решений международных организаций, в которых РФ не участвует, или иностранных государственных органов об уголовном преследовании должностных лиц органов публичной власти РФ в связи с осуществлением ими служебной деятельности, иных лиц в связи с прохождением ими военной службы или пребыванием в добровольческих формированиях, содействующих выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ, будет наказываться штрафом в размере от 300 000 до 1 млн рублей, либо лишением свободы на срок до пяти лет.