20.04.2024

В 2023 году Россия станет более азиатской страной

В материалах Бюро «Инфотекст» неоднократно отмечалось, что Северный морской путь, транспортная зона, простирающаяся от Карского моря на восток до Берингова пролива, имеет решающее значение для освоения этих территорий, обеспечивая способ доставки ресурсов на экспорт на рынки в более южных широтах Европы и Азии.

Россия обладает самым мощным в мире ледокольным флотом, что в будущем поможет восстановлению ее экономики

Потепление климата делает воды вдоль маршрута более судоходными.

Неслучайно в 2018 году Владимир Путин призвал к увеличению перевозок по СМП до 150 миллионов тонн грузов в год к 2030 году.

В апреле 2022 года вице-премьер Юрий Трутнев заявил, что к 2030 году по Северному морскому пути будет перевозиться до 200 миллионов тонн грузов, что значительно превышает довоенный показатель, хотя в 2021 году по этому маршруту было перевезено всего 34 миллиона тонн грузов, годом раннее — ничтожные 1,3 миллиона тонн грузов.

Согласно данным Администрации Северного морского пути, которая выдает разрешения судам, желающим совершить рейс по этому маршруту, в этом году не будет совершено ни одного международного транзита.

Вместо этого Северный морской путь превращается в энергетический коридор.

Сжиженный природный газ, в частности, стал доминировать в судоходстве в регионе с тех пор, как в 2017 году был запущен проект «Ямал СПГ», расположенный на полуострове Ямал в северо-западной Сибири.

Годовой объем добычи проекта, которым управляет «Новатэк», второй по величине производитель природного газа в России, составляет примерно 18 миллионов тонн.

Сжиженный газ в рамках проекта составил 64 процента от общего объема грузов, перевезенных по Северному морскому пути в 2020 году.

Экспорт нефти с близлежащего Новопортовского нефтяного месторождения, экспортируемой через терминал Arctic Gate, составил еще 20 процентов экспорта уже в этом, уходщем году.

«Новатэк» разрабатывает Arctic LNG 2, свой второй завод по сжижению газа в Арктике, расположенный на полуострове Гыды через Обскую губу от «Ямал СПГ». При планируемой годовой мощности к северу от 20 миллионов тонн проект более чем вдвое увеличит текущую добычу арктического газа компанией.

Однако санкции коллективного Запада вносят коррективы в осуществлении проекта, так как «Новатэк» рискует остаться без заказанных им на корейских верфях судов – газовозов.

Кроме того, европейские инвесторы, поставщики и покупатели в значительной степени отказались от этого предприятия, и запуск первой линии проекта по сжижению, первоначально запланированный на 2023 год, откладывается еще как минимум на год.

Санкции также вынудили «Новатэк» законсервировать еще три крупномасштабных энергетических проекта в Арктике, включая два проекта по сжижению газа.

Другие крупные нефтегазовые проекты на крайнем севере призваны еще больше укрепить Северный морской путь как артерию экспорта энергоносителей. Государственная нефтяная компания «Роснефть» возглавляет проект «Восток Ойл» по разработке месторождений в Центральной Сибири — крупнейшее подобное предприятие в стране со времен Советского Союза.

Нефть в рамках проекта будет отгружаться с терминала Бухта Север на полуострове Таймыр с запланированной начальной мощностью 600 000 баррелей в сутки, что составляет около 15 процентов от текущих экспортных мощностей России по сырой нефти.

На Петербургском экономическом форуме в июне глава “Роснефти” Игорь Сечин пообещал, что проект станет «экономическим ковчегом» для России, способным провести страну через все более неспокойную глобальную экономику, и подчеркнул намерение компании продвигать проект, несмотря на Западные санкции.

Соответственно, в августе 2022 года начались работы на экспортном терминале «Бухта Север», который после завершения станет крупнейшим нефтяным терминалом в стране, и ожидается, что к концу десятилетия с терминала будет ежегодно вывозиться более 100 миллионов тонн нефти.

Новые угольные проекты также находятся в стадии разработки.

Дочерняя компания «Норникеля» приступает к проекту по разработке угольного месторождения Сирадасай, расположенного к северу от планируемого нефтяного проекта «Восток» на полуострове Таймыр.

Проект будет включать портовые сооружения и экспортные терминалы для отгрузки около 7 миллионов тонн сталеплавильного угля в год к 2024 году, в основном в Азию.

Разведка намечена где-то в этом месяце.

Между тем, и уголь, и нефть, и газ, фактически некуда сбывать, тем более, по коммерчески выгодным ценам.

Ожидается, что в скором будущем все меньше и меньше танкеров, вероятно, будут курсировать в водах между российской Арктикой и Европой. Высокопоставленный представитель Росатома, государственной компании, отвечающей за развитие Северного морского пути, заявил об этом во время слушаний в правительстве в апреле:

Многие клиенты, безусловно, перейдут из Европы в Азию, и поэтому “обеспечение круглогодичной навигации на восточном СМП будет приоритетом.

И действительно, за последние годы Россия стала третьим по величине поставщиком природного газа в Китай.

В 2021 году на его долю приходилось около десятой части общего объема импорта газа Китаем, увеличившись более чем на 50 процентов в годовом исчислении.

Значительная часть этого газа поступает по трубопроводам, но импорт сжиженного газа также растет.

В 2022 году импорт СПГ из России в период с апреля по июль вырос на 50 процентов, и только в апреле китайский импорт российского сжиженного газа подскочил на 80 процентов.

Ежемесячный импорт СПГ продолжал расти, причем сентябрьский импорт увеличился примерно на треть по сравнению с прошлым годом.

Китайские нефтеперерабатывающие заводы также скупают баррели российской нефти со скидкой.

В мае 2022 года Россия восстановила свои позиции крупнейшего поставщика сырой нефти в Китай, поскольку импорт из России вырос более чем на 50 процентов по сравнению с прошлым годом.

Россия стала крупнейшим поставщиком сырой нефти в Китай в ноябре 2022 года, поскольку большая часть ее сырья перенаправляется из Европы в Азию.

Санкции Европейского союза в отношении российской нефти вступили в силу 5 декабря, в то время как страны G7 также ввели ограничение цен на российскую нефть, используя западные финансовые, транспортные и страховые услуги.

В феврале 2023 года Китай также планирует получить объем российской сырой нефти, добытой на арктических месторождениях, второй такой груз за три месяца, после того как Европа прекратила импорт сырой нефти из России.

По данным Refinitiv, 20 декабря на танкер NS Bravo в Мурманском порту было погружено около 900 000 баррелей сырой нефти Arco.

Ожидается, что танкер прибудет 3 февраля в порт Ланьшань в провинции Шаньдун на востоке Китая, где расположено большинство независимых нефтеперерабатывающих заводов Китая, которые стали ключевыми потребителями российской нефти.

Российский экспортер «ГазпромНефть» производит два разных сорта нефти Arco с арктических месторождений.

Сырая нефть Arco — это высокосернистый сорт арктического месторождения Приразломного, в то время как сорт «Новый порт» с Новопортовского месторождения — это средне- и легкосладкая сырая нефть.

В отличие от предыдущего танкера, который отправился по арктическому маршруту в Китай в ноябре, последняя партия обогнула Европу по пути в Китай, показали данные Refinitiv.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика