Сегодня в Ереване, на площади, прилегающей к Дому кино, была открыта скульптура Сергея Параджанова, в рамках отмечаемого по всему миру 100-летнего юбилея художника.
Сергей Параджанов (1924-1990) действительно был многогранной и влиятельной фигурой в мире кинематографа, известной своим уникальным художественным видением и множеством работ, которые по-прежнему высоко ценятся.
Жизнь и карьера Параджанова, родившегося в Тбилиси в семье армян, были отмечены богатым сочетанием культурных влияний как Грузии, так и Армении.
Юбилей Параджанова включен в список юбилеев выдающихся личностей ЮНЕСКО и отмечается во всем мире, включая Ереван и Тбилиси.
Мэрия Еревана планирует назвать площадь, на которой установлена его скульптура, Площадью цвета граната – в честь фильма Сергея Параджанова “Цвет граната”.
В Тбилиси галерея IArt также организует специальное мероприятие в честь маэстро.
Вклад Параджанова в кинематограф особенно отмечен его способностью выходить за рамки традиционного повествования и использовать поэтический и визуальный подход к кинопроизводству.
Его фильмы были безупречным гибридом почти всех видов искусства.
Некоторые из его наиболее заметных работ включают “Тени забытых предков” (1964) и “Цвет граната” (1969). В его фильмах часто использовались яркие образы, символические мотивы и нелинейные повествования, что делает его пионером поэтического кино.
Неслучайно, один из самых влиятельных французских кинорежиссеров Жан-Люк Годар дал емкое и очень точное описание художественного метода мастера:
В храме кино есть образы, свет и реальность. Сергей Параджанов был хозяином этого храма.
Фильмы Сергея Параджанова обладают невероятной красотой и резонируют с непередаваемой визуальной логикой.
Многие критики ставят ему в вину невнимании к истории, сюжету и персонажам, хотя на самом деле параджанов рассказывает чрезвычайно насыщенные истории точно так же, как художник изобразил бы их на холсте.
Выдающийся кинорежиссер смог привнести новшества в красивую партитуру, гипнотическую хореографию и мощные постановки в свои в высшей степени барочные “живые картины”, несмотря на цезуру и преследования со стороны советских властей, не приемлющих нонконформизм ни в какой форме.
Из-за радикального сюрреализма его “Саят-Новы” сотрудники КГБ арестовали его по сфабрикованным обвинениям в гомосексуальности.
Отказ Параджанова придерживаться художественных и идеологических ограничений, наложенных советским режимом, привел к его тюремному заключению по обвинениям, которые многие сочли политически мотивированными.
Как политический диссидент, Сергей Параджанов стал символом сопротивления ограничениям советской системы на художественное самовыражение.
Однако несмотря на трудности, с которыми он сталкивался, его приверженность своему уникальному видению оставалась непоколебимой.
Стоит отметить, что двойная идентичность Сергея Параджанова, имеющего как грузинское, так и армянское происхождение, сыграла значительную роль в формировании его художественного мировоззрения. Богатая культурная палитра региона Южного Кавказа с его разнообразными традициями и историей очевидна в тематических элементах и визуальной символике, встречающихся в фильмах большого художника.
Как теперь становится очевидным, наследие Параджанова выходит за рамки его роли кинорежиссера; его помнят, как культурную икону и символ творческой свободы.
Его влияние можно увидеть в работах последующих поколений кинематографистов, которые ценят его инновационный и нетрадиционный подход к рассказыванию историй и визуальной эстетике.
Таким образом, по случаю 100-летнего юбилея со дня рождения Сергея Параджанова, самое время поразмыслить о его непреходящем влиянии на мировой кинематограф.