23.02.2024

100 жизней желают Параджанову в его 100-летний юбилей

Сегодня в Ереване, на площади, прилегающей к Дому кино, была открыта скульптура Сергея Параджанова, в рамках отмечаемого по всему миру 100-летнего юбилея художника.

Сергей Параджанов (1924-1990) действительно был многогранной и влиятельной фигурой в мире кинематографа, известной своим уникальным художественным видением и множеством работ, которые по-прежнему высоко ценятся.

Жизнь и карьера Параджанова, родившегося в Тбилиси в семье армян, были отмечены богатым сочетанием культурных влияний как Грузии, так и Армении.

Юбилей Параджанова включен в список юбилеев выдающихся личностей ЮНЕСКО и отмечается во всем мире, включая Ереван и Тбилиси.

Мэрия Еревана планирует назвать площадь, на которой установлена его скульптура, Площадью цвета граната — в честь фильма Сергея Параджанова «Цвет граната».

В Тбилиси галерея IArt также организует специальное мероприятие в честь маэстро.

Вклад Параджанова в кинематограф особенно отмечен его способностью выходить за рамки традиционного повествования и использовать поэтический и визуальный подход к кинопроизводству.

Его фильмы были безупречным гибридом почти всех видов искусства.

Некоторые из его наиболее заметных работ включают «Тени забытых предков» (1964) и «Цвет граната» (1969). В его фильмах часто использовались яркие образы, символические мотивы и нелинейные повествования, что делает его пионером поэтического кино.

Неслучайно, один из самых влиятельных французских кинорежиссеров Жан-Люк Годар дал емкое и очень точное описание художественного метода мастера:

В храме кино есть образы, свет и реальность. Сергей Параджанов был хозяином этого храма.

Фильмы Сергея Параджанова обладают невероятной красотой и резонируют с непередаваемой визуальной логикой.

Многие критики ставят ему в вину невнимании к истории, сюжету и персонажам, хотя на самом деле параджанов рассказывает чрезвычайно насыщенные истории точно так же, как художник изобразил бы их на холсте.

Выдающийся кинорежиссер смог привнести новшества в красивую партитуру, гипнотическую хореографию и мощные постановки в свои в высшей степени барочные «живые картины», несмотря на цезуру и преследования со стороны советских властей, не приемлющих нонконформизм ни в какой форме.

Из-за радикального сюрреализма его «Саят-Новы» сотрудники КГБ арестовали его по сфабрикованным обвинениям в гомосексуальности.

Отказ Параджанова придерживаться художественных и идеологических ограничений, наложенных советским режимом, привел к его тюремному заключению по обвинениям, которые многие сочли политически мотивированными.

Как политический диссидент, Сергей Параджанов стал символом сопротивления ограничениям советской системы на художественное самовыражение.

Однако несмотря на трудности, с которыми он сталкивался, его приверженность своему уникальному видению оставалась непоколебимой.

Стоит отметить, что двойная идентичность Сергея Параджанова, имеющего как грузинское, так и армянское происхождение, сыграла значительную роль в формировании его художественного мировоззрения. Богатая культурная палитра региона Южного Кавказа с его разнообразными традициями и историей очевидна в тематических элементах и визуальной символике, встречающихся в фильмах большого художника.

Как теперь становится очевидным, наследие Параджанова выходит за рамки его роли кинорежиссера; его помнят, как культурную икону и символ творческой свободы.

Его влияние можно увидеть в работах последующих поколений кинематографистов, которые ценят его инновационный и нетрадиционный подход к рассказыванию историй и визуальной эстетике.

Таким образом, по случаю 100-летнего юбилея со дня рождения Сергея Параджанова, самое время поразмыслить о его непреходящем влиянии на мировой кинематограф.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика