01.12.2021

Бразильские украинцы навестят Поклонскую на Кабо-Верде

Побывавшие в бразильском городе Куричиба не могут не заметить обилие необычайно красивых женщин славянской внешности. И это не случайно: украинская община в Бразилии является третьей по величине украинской диаспорой в мире, расположенной на землях бразильского штата Парана.

Украинские «церкви — вышиванки» на земле Бразилии

На участке сельской земли площадью 5 000 квадратных километров, проживает основная часть украинской общины Бразилии численностью 600 000 человек.

Украинские деревни, известные как колонии, функционируют как своего рода капсула времени для Украины 19 века.

Деревянные церкви с луковичными куполами доминируют в сельской местности, рядом с типичными украинскими крестьянскими домами.

По воскресеньям в церквях собираются прихожане в вышиванках.

Даже форма украинского языка, на котором говорят в Бразилии, застыла во времени, идентичная диалекту, на котором говорили в историческом регионе Галисия более 100 лет назад.

Район Прудентополис, охватывающий большую часть территории этой общины, является центром украинской диаспоры.

В одноименной столице округа примерно 75 процентов населения имеют полное или частичное украинское происхождение.

В начале октября федеральные власти Бразилии даже предоставили украинскому языку статус официального в муниципалитете Прудентополис.

Стоит повторить, что украинцы начали мигрировать в Бразилию в конце 19 века, не в последнюю очередь, благодаря инициативе  правительства Бразилии, всячески поощряющее приток в страну мигрантов из Европы, которые даже могли рассчитывать на подъемные и другие государственные субсидии.

Большинство украинцев переехали в Бразилию из Галисии, охватывающей современные области Львова, Ивано-Франковска и Тернополя.

Регион был частью Австро-Венгерской империи, и украинцы часто оказывались маргинализованными из-за своего нежелания ассимилироваться в более обширную Российскую империю.

По прибытии в Бразилию иммигрантам пообещали еду, одежду и доступ к плодородным землям, но они быстро обнаружили, что обещания правительства далеко не соответствуют реалиям.

Оказавшись в незнакомой среде и не имея знаний о том, как обрабатывать  крайне неплодородную почву, в первые годы многие стали жертвами болезней и голода.

Это страдание было увековечено в серии стихотворений под названием «В Бразилию» национального украинского поэта Ивана Франко.

Иммиграция замедлилась после первых волн, и Канада стала более популярным направлением, куда и устремились большинство украинцев.

Тем не менее, многие украинцы продолжали прибывать в Бразилию каждый год, в том числе десятки тысяч рабочих, импортированных бразильским правительством для строительства железной дороги из Сан-Паулу в Риу-Гранди-ду-Сул, проходящей через, ставший «укаринским» штат Парана.

Последняя волна иммиграции накатила в конце 1940-х годов, в основном это были украинские националисты, которые опасались преследований со стороны Советского Союза.

И все же, за  150 лет, прошедших с момента первого прибытия украинцев в Бразилию, общине удалось сохранить свой язык, культуру и обычаи, что резко контрастирует с соседней Аргентиной, где примерно 300 000 украинцев (включая легендарного футбольного менеджера Хосе Пекермана, который тренировал Аргентину на чемпионате мира 2006 года) в значительной степени ассимилировались.

По словам профессора Густаво Виская де Ласерда, социолога Федерального университета Параны, главная роль сохранения украинской культуры в Бразилии отводится церкви.

Большинство украинских бразильцев принадлежат к Украинской греко-католической церкви, чьи обряды почти идентичны Восточно-православным церквям, но которые сохраняют верность Папе Римскому. С

Сегодня в штате Парана насчитывается по меньшей мере 230 греко-католических церквей, которые являются координационными центрами сообщества и проводят регулярные уроки украинского языка и истории, позволяя сообществу сохранить свою культуру.

Кроме того, украинские бразильцы хорошо известны своей замкнутостью. Они выделяют себя как “наши люди” (наш народ), в противоположность “черным”: их термин для всех чужаков, независимо от расы или этнической принадлежности.

Подобная замкнутость и нежелание смешиваться с местным населением, безусловно, помогли сообществу сохранить свою самобытность, в отличие от множества народов, живущих в Бразилии и ассимилированных в ней.

Но несколько украинских бразильцев, даже стали видными членами бразильского общества.

Кларис Лиспектор, украинка еврейского происхождения, является одной из самых уважаемых писательниц Бразилии.

Рафаэль Собис — бывший бразильский футболист-интернационалист, выигравший Кубок Либертадорес с «Интернасьоналом».

Международную известность снискал и Гектор Бабенко, натурализованный бразильский кинорежиссер аргентинского происхождения, наиболее известный за создание потрясающего, интуитивного, выворачивающего наизнанку фильма Pixote о беспризорных детях в Сан-Паулу.

Сегодня штат Парана активно налаживает связи с Тернопольской областью Украины, откуда родом многие украинские бразильцы.

Теперь, когда украинский язык имеет официальный статус во всем округе, а государственные школы преподают на украинском языке, у общины есть шанс наладить еще более глубокие связи со своей прародиной.

Украинское правительство, возможно, также должно проявлять интерес к этому сообществу, как к хранителям старой украинской идентичности, в значительной степени утраченной с течением времени.

Поделиться
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Яндекс.Метрика