Не менее 500 000 членов насчитывает еврейская диаспора во Франции – самая крупная в Европе и вторая после США.
С ростом антисемитизма во всем мире, не трудно предположить возрастание рисков для французских евреев, которые живут в страхе на фоне растущего давления израильской армии на структуры ХАМАСа.
Неудивительно, поэтому, наблюдать, в обычно оживленном районе Сарсель, называемом “Маленьким Иерусалимом”, солдат, патрулирующих безлюдные улицы.
После смертоносного нападения боевиков ХАМАСа на Израиль 7 октября в этом преимущественно еврейском анклаве в северном пригороде Парижа стало устрашающе тихо: местные жители свели свои передвижения к минимуму, а рестораны и кафе лишились своих постоянных клиентов, опасаясь растущего числа антисемитских нападений по всей Франции.
– Люди боятся, находятся в состоянии шока, они потеряли любовь к жизни, – жалуется Алексис Тимсит, менеджер кошерной пиццерии.
– Мой бизнес сократился на 50 процентов, на улице нет суеты, никто не прогуливается, – добавил он, наблюдая на экране телевизора события из зоны боевых действий в секторе Газа.
Наблюдатели отмечают, что за последние три недели во Франции произошло больше антисемитских инцидентов, чем за весь прошлый год: было зарегистрировано 501 правонарушение, начиная от словесных оскорблений и антисемитских граффити и заканчивая угрозами убийством и физическими нападениями.
Расследуемые антисемитские акты включают группы, собирающиеся перед синагогами, выкрикивающие угрозы, и граффити, такие как слова “убивать евреев – это обязанность”, нанесенные возле стадиона в Каркассоне на Юго-Западе страны.
С ростом антисемитских и антиизраильских настроений, министр внутренних дел направил дополнительные силы полиции и солдат к местам дислокации еврейских школ, объектам отправления культа и общественным центрам.
– Я стараюсь не показывать своей дочери, что я боюсь, – поясняет франзуженка Суэду Авнер, которая надеется, что конфликт продлится не слишком долго.
Между тем, еврейскую общественность Франции не обошли стороной панические настроения, сильно разгоняемые в соцсетях.
В один особенно напряженный день родители даже забрали своих детей из школы.
Впрочем, проблемы безопасности не новы для еврейской общины Франции, поскольку в какой-то степени она оставалась настороже на фоне череды терактов на французской земле, совершенных исламистами за последнее десятилетие.
С начала 2000-х годов евреи Франции стали свидетелями участившихся антисемитских нападений, и эта реальность глубоко врезается в национальную психику, учитывая воспоминания о сотрудничестве Франции с нацистской Германией во время Второй мировой войны.
– Страх перед насилием во Франции появился во время Второй интифады, – напоминает Марк Хеккер, специалист по израильско-палестинскому конфликту из аналитического центра IFRI, имея в виду восстание против израильской оккупации на палестинских территориях.
Между тем власти часто разрываются между противоречивыми императивами — между евреями, которые опасаются за свою безопасность, и мусульманами, которые чувствуют близость к палестинскому делу.
Во время своего визита в Израиль и на палестинские территории сам президент Франции Эммануэль Макрон изо всех сил пытался найти сложный баланс между поддержкой Израиля в его борьбе с ХАМАСом и призывом к сохранению жизней палестинцев.
В 2012 году трое детей и раввин были застрелены в еврейской школе в Тулузе в упор Мохаммедом Мерой, боевиком, заявившим о своей преданности “Аль-Каиде”.
В 2014 году пропалестинская демонстрация протеста против наземного наступления Израиля на Газу переросла в антисемитский бунт против еврейских магазинов.
В 2015 году четыре человека были убиты в кошерном супермаркете недалеко от Парижа.
Хотя, как считается, сети ХАМАС, “Аль-Каиды” и ИГИЛ разделены, у наблюдателей не вызывает сомнений, что события 7 октября в Израиле “активизировали” исламистов по всем направлениям, вновь вызвав глубокие опасения среди евреев Франции.
Большинство из них – сефарды, то есть испанцы по происхождению, которые оказались в Северной Африке, когда Испания изгнала свое еврейское население в Средние века.
Во Францию они прибыли из бывших ее колоний – Алжира и Туниса.
Таким образом, мусульманское население Сарселя имеет общую культурную и языковую историю с еврейской общиной, и эти две группы десятилетиями жили вместе в относительной гармонии.
В результате многих трагических поворотов еврейской истории несколько французских семей вернулись из Израиля после нападений ХАМАСа 7 октября, чтобы найти временное убежище в относительно спокойном Сарселе.
Спокойном ли? Будет большим преступлением, если в этом вопросе французские власти допустят безмятежность.