Сообщается, что Высший коммерческий суд Коломбо выдал ордер на арест авиалайнера компании «Аэрофлот» после жалобы, поданной ирландской компанией Celestial Aviation Trading Limited, которая связана с арендодателем воздушных судов GECAS.
Соответственно, российский перевозчик вынужден был отменить рейс из Шри-Ланки в Россию.
Арест самолета объясняется тем, что после 24 февраля арендодатели самолетов потребовали, чтобы Москва вернула арендованные самолеты, опасаясь вторичных санкций, а также по причине того, что введенные коллективным Западом санкции против Путина запрещали им поддерживать финансовые отношения с российскими авиаперевозчиками.
Россия, однако, сохранила большинство самолетов, заявив, что требование вернуть их нарушает договоры аренды.
Регулятор также начал регистрировать самолеты в стране, чтобы они могли продолжать эксплуатироваться.
Таким образом, по данным портала Airfleets, задержанный в Шри-Ланке самолет получил российскую “прописку” в конце апреля, а до этого был зарегистрирован офшором на Бермудских островах.
Российский туроператор “Интурист” сообщил прессе, что люди, ожидавшие вылета из Коломбо в Москву на задержанном самолете, были размещены в соседнем отеле.
Руководство компании «Аэрофлот» объявило, что слушание по вопросу выпуска самолета назначено на восьмое июня.
Введенные в феврале санкции ЕС запретили поставки гражданских самолетов и запасных частей в Россию, а также их техническое обслуживание и страхование.
Кроме того, санкции обязали лизингодателей расторгнуть действующие контракты с российскими авиакомпаниями.
В начале марта Федеральное агентство воздушного транспорта уведомило авиакомпании о случаях аннулирования сертификатов летной годности для воздушных судов, зарегистрированных за рубежом, а в середине марта Управление гражданской авиации Бермудских Островов (BCAA) приостановило действие сертификатов летной годности воздушных судов российских авиакомпаний, зарегистрированных на Бермудских островах.
Попытки России перерегистрировать самолеты в стране были встречены критикой, поскольку некоторые страны поставили под сомнение безопасность полетов на самолетах, не проверенных международно признанными Регистрами.
В силу названных причин, в конце мая авиационные власти Китая закрыли свое воздушное пространство для самолетов Boeing и Airbus, эксплуатируемых российскими авиакомпаниями, поскольку “двойная регистрация” этих самолетов не соответствует международным требованиям.
Сам инцидент с самолетом в Коломбо заставляет усомниться в профессионализме руководства компании «Аэрофлот», так как вылет за пределы России реквизированного Москвой автоматически означал возможность ареста воздушного судна.
В связи с отложенным рейсом Су-289 из Коломобо в Москву, Министерство иностранных дел России вызвало посла Шри-Ланки в Москве Джаниту Абейвикрему Лиянаге и выразило “решительный протест”.
“Главе дипмиссии был выражен протест в связи с необоснованным решением судебных властей Шри-Ланки задержать 2 июня в международном аэропорту Бандаранаике регулярный рейс “Аэрофлота”, готовившийся вылететь в Москву”, – говорится в сообщении российского внешнеполитического ведомства.
“Мы настоятельно призвали шри-ланкийскую сторону как можно скорее урегулировать эту проблему, чтобы избежать ее негативного влияния на традиционно дружественные двусторонние отношения”, – следует в представленном заявлении.