В июле 2021 года суперяхта Scheherazade (Шахерезада), стоимостью 700 млн долларов США удостоила своим посещением морской порт города Сочи.
Белоснежная красавица, плывущая по волнам с максимальной скоростью 21 узел, была построена в 2020 году на верфи Lürssen (Германия).
Яхту окутывает флер секретности: имена дизайнеров, морских архитекторов, не говоря уже о собственники судна, до сих пор неизвестны широкой общественности.
Более того, нет ясности и у властей.
В настоящее время, пришвартованная для ремонта на верфи Итальянской Sea Group в Марина-ди-Каррара, Италия, “Шахерезада” защищена мерами, которые являются экстремальными даже по ультра-частным стандартам мира суперяхт, с крышками, скрывающими ее фирменную табличку, и металлическим барьером, установленным для частичного блокирования судна от посторонних глаз.
Более года рабочие верфи предполагали, что корабль принадлежит самому Путину, сообщил источник там DailyMail.com на этой неделе. “Все шептались, что это принадлежало Путину”, – сказал опрошенный репортером человек.
Источник сообщил, что экипаж “Шахерезады”, по-видимому, русский, и что команда немцев, работавшая над ремонтом судна, была отозвана их министерством внутренних дел после того, как ЕС объявил о своих санкциях на прошлой неделе.
Однако британский капитан судна Гай Беннетт-Пирс отрицал, что Путину принадлежит “Шахерезада” или что он когда-либо был на борту, заявив “Нью-Йорк таймс”: “Я никогда его не видел. Я никогда с ним не встречался.’
Впрочем, данное обстоятельство не мешает итальянским властям принять меры по возможному аресту судна.
Капитан яхты Беннетт-Пирс категорически отказался назвать владельца “Шахерезады”, сославшись на строгое соглашение о неразглашении, и не исключил бы, что владелец – русский.
Однако он настаивал на том, что владелец не входит ни в один санкционный список.
Капитан пожаловался репортерам местных СМИ, что итальянские следователи прибыли на борт в минувшую пятницу и изучили некоторые документы о сертификации судна, и что он планировал передать документы, идентифицирующие истинного владельца во вторник.
“У меня нет никаких сомнений в том, что это избавит судно от всех негативных слухов и спекуляций”, – сообщил Беннетт-Пирс репортерам.
Симптоматично, что итальянское расследование владения “Шахерезадой” началось в тот момент, когда власти по всей Европе начали выявлять и конфисковывать яхты, связанные с российскими олигархами, названными в новых санкциях в связи с вторжением в Украину.
На прошлой неделе французские власти захватили суперяхту Amore Vero в средиземноморском курортном городе Ла-Сьота.
Считается, что почти 90 метровое судно принадлежит Игорю Сечину, другу Путина, который управляет российским нефтяным гигантом “Роснефть”, который попал в санкционный список США с тех пор, как Россия аннексировала Крым в 2014 году.
Министерство финансов Франции не стало скрывать в заявлении, что таможенные органы поднялись на борт “Аморе Веро” и обнаружили, что его экипаж готовится к срочному выходу в море, хотя запланированные ремонтные работы еще не были завершены.
Тем временем 213-футовая “Леди М” санкционированного стального барона Алексея Мордашова была захвачена итальянскими властями в пятницу во время швартовки в портовом городе Империи на Ривьере.
А в Сан-Ремо, Италия, власти также захватили яхту “Лена”, принадлежащую другу Путина и нефтяному миллиардеру Геннадию Тимченко.
511-футовая “Дилбар”, которая, вероятно, является самой большой суперяхтой в мире, в настоящее время находится в порту Гамбурга, поскольку тамошние чиновники пытаются определить ее владельца, который может быть небезызвестным олигархом Алишером Усмановым.
На долю российских олигархов приходится значительная часть мирового рынка суперяхт.
По данным Boat International, из всех проектов суперяхт длиной более 164 футов, которые находятся в стадии строительства или на заказ, россияне составляют 17 процентов всех владельцев.
Это породило слухи о “Шахерезаде”, чье владение остается одной из самых больших загадок в мире яхтинга.
Роскошное судно имеет две вертолетные площадки, но почти ничего не известно об особенностях интерьера, и нет известных фотографий интерьеров салонов и кают яхты.
Отраслевой веб-сайт Superyachfan, который оценивает стоимость лодки в 700 миллионов долларов, считает, что на “Шахерезаде” есть место для экипажа из 40 человек и около 18 пассажиров.
Яхта находится под управлением Imperial Yachts, компании, базирующейся в Монако, которая также руководила ее строительством.
Imperial Yachts также управляет Amore Vero, захваченной яхтой, принадлежащей Сечину.
Считается, что компания Imperial, возглавляемая генеральным директором Евгением Кочманом, реализует еще четыре проекта на итальянской верфи Sea Group.
Владельцы этих проектов не сразу стали ясны.
Официально владельцем “Шахерезады” является компания Bielor Assets Ltd с Маршалловых островов, а само судно зарегистрировано в офшоре на Каймановых островах.