Эксперты Бюро «Инфотекст» неоднократно обращали внимание российских моряков подфлажников и их коллег из Украины и Беларуси на необходимость овладения дополнительными специальностями, чтобы быть востребованными в усиливающейся конкуренции за рабочие места в мировой морской индустрии.
Проблема актуальна особенно для членов экипажей рядового состава, которых в условиях санкций, с легкостью подменяют моряки других национальностей.
Представляется нелишним, если наши моряки из палубной команды, а также работающие на позиции боцмана, освоили и получили сертификат по профессии такелажника.
В этой связи стоит напомнить, что сертифицированный такеланик— это член команды, прошедший обучение и сертифицированный для работы с грузами и их перемещением.
Для выполнения своих должностных обязанностей ему необходимо иметь дело с судовым такелажем, системой канатов, тросов и сопутствующим оборудованием, как-то шкивы, краны, лебедки.
Такелажники на судне используют существующие средства для перемещения тяжелых грузов, например, при погрузке или выгрузке судна в порту, а в случае парусника для регулировки парусов судна, чтобы контролировать курс и скорость во время плавания.
Они также отвечают за проверку и техническое обслуживание такелажа судна, чтобы поддерживать его в рабочем состоянии.
Понятно, что морской такелажник отличается от театрального, который регулирует техническую работу сцены или коллеги, занятого в береговой строительной компании.
Большинство современных морских такелажников являются гражданскими лицами, работающими в сфере коммерческого судоходства для организации перемещения тяжелых грузов, установки систем канатов или тросов, а также другого оборудования, в которое входят шкивы, лебедки, краны.
При этом, уровень сертификации зависит от профессиональной подготовки, знаний, базы навыков и способности выполнять функции, связанные с выбором, инспекцией и надлежащим использованием такелажного оборудования.
Сертифицированный такелажник I уровня может выполнять простые, повторяющиеся такелажные работы, когда вес груза, центр тяжести, такелаж и конфигурация такелажа предусмотрены или известны такелажнику благодаря опыту или обучению на рабочем месте.
Так, такелажник I уровня должен быть в состоянии продемонстрировать или обладать знаниями о том, как:
Подготовить оснастку перед использованием.
Определить и прикрепить такелаж, обладая базовыми знаниями о конфигурациях сцепных устройств, грузоподъемности и основных узлах.
Распознать связанные с этим опасности.
Осуществлять сигнальные операции.
Использовать различные типы такелажного оборудования и основные сцепные устройства и их применение.
В дополнение к знанию и демонстрации знаний и навыков такелажника I уровня, сертифицированный такелажник II уровня может выбирать компоненты и процедуры такелажа в зависимости от грузоподъемности такелажа.
Такелажник II уровня должен уметь выполнять следующие такелажные работы без присмотра:
Оценивать вес груза и центр тяжести.
Определять точки подъема.
Определять и выбирать оснастку в зависимости от нагрузки.
Проводить предварительную проверку такелажа и точек подъема.
Определять и прикреплять такелаж, в зависимости от конфигурации сцепных устройств и коэффициента угла наклона груза, грузоподъемность такелажа и необходимости обеспечить целостность груза.
Понимать динамику нагрузки и связанные с ней опасности.
При необходимости такелажник II уровня также должен обладать практическими знаниями о подъемном оборудовании, лебедках, домкратах, промышленных роликах и подобном оборудовании.
Не следует считать работу крановщика и такелажника/стропальщика равноценной.
В то время как крановщик непосредственно управляет краном, такелажник находится на палубе судна или морской платформы и руководит работой.
Именно такелажники устанавливают шкивы и тросы для крана, а также обеспечивают надлежащее крепление грузов.
Советуя нашим морякам подфлажникам освоить дополнительно специальность такелажника, с получением соответствующего сертификата, сотрудники Бюро «Инфотекст» исходят из наблюдаемого бурного роста вакансий по этой специальности, связанного с активным развитием морской зеленой энергетики, когда мировой океан штурмуют морские платформы различного назначения и суда технического флота, обслуживающие их.
Для морского такелажника, особенно для работы на морских платформах крайне полезно иметь навыки работы на вилочных погрузчиках, с соответствующим международным сертификатом.
В Батуми, куда мы приглашаем наших моряков для межрейсового отдыха и получения или продления недостающих сертификатов и помощи в устройстве на работу на объектах морской “зеленой” энергетики.