Качественный металлоискатель в руках опытного поисковика, как электронный микроскоп у ученого, способный видеть невидимое. Хорошая техника приносит удачу и любителям. Так, Эрленд Бор из Норвегии обнаружил золотой клад шестого века нашей эры, поначалу решив, что нашел шоколадные конфеты в обертке из фольги.
В действительности, его прибор отреагировал на клад из девяти золотых подвесок с гравировкой, десяти золотых жемчужин и трех золотых колец.
Гораздо важнее, однако, что сокровища, зарытые на острове Реннесей, оказались датированными шестым веком нашей эры.
То есть, любителю посчастливилось осуществить археологическую находку первую в своем роде в Норвегии, начиная с 1800-х годов.
“Это золотая находка века в Норвегии”, – отмечается в заявлении Оле Мадсена, директора музея археологии Университета Ставангера.
“Найти столько золота одновременно – крайне необычно”.
51-летний Бор сделал это открытие летом.
Однажды, после безуспешных поисков, он решил изменить свою стратегию, как он рассказывает Норвежской телерадиовещательной корпорации (NRK), представив себя на месте хозяина клада.
Затем, возобновил поиски на возвышенности.
Подвески и бусины, вероятно, когда-то составляли “исключительно великолепное ожерелье”, – указывается в заявлении Хокона Рейерсена, археолога музея. Украшения, возможно, были “изготовлены искусными ювелирами и носили самые влиятельные люди в обществе”.
Артефакты, датируемые 500 годом нашей эры, относятся к особенно трудному периоду истории.
“Этот период, вероятно, ознаменовался кризисом с неурожаями, ухудшением климата и эпидемиями”, – говорит Райерсен.
“Многочисленные заброшенные фермы в Рогаланде той эпохи свидетельствуют о том, что кризис особенно сильно ударил по этому региону”.
Основываясь на местоположении и историческом контексте, Райерсен считает, что артефакты “скорее всего, были либо спрятанными ценностями, либо подношениями богам в то драматическое время”.
Подвески также примечательны тем, что на них изображены лошади.
Подобные ювелирные изделия этого периода часто украшены изображениями скандинавского бога Одина, исцеляющего больных лошадей, и их носили, чтобы принести защиту и хорошее здоровье, как говорится в заявлении Зигмунда Эрла, другого археолога из Музея археологии.
Хотя Один не изображен на недавно обнаруженных подвесках, Эрл считает, что они имели схожее значение.
“На этих золотых подвесках у лошади высунут язык, а ее сутулая поза и скрюченные ноги говорят о том, что она ранена”, – поясняет Эрл.
“Подобно христианскому символу креста, который в то же время распространялся в Римской империи, символ лошади олицетворял болезнь и трудности, но также надежду на исцеление и новую жизнь”.
В настоящее время, норвежский закон предписывает, что артефакты старше 1537 года — и монеты старше 1650 года — становятся государственной собственностью.
Реставраторы Археологического музея вскоре надеются выставить на всеобщее обозрение.
Поисковик любитель Эрленд Бор, разумеется, получит причитающийся ему гонорар.
Он не намерен расставаться со своим хобби до тех пор, пока «не найдет серебряный клад».
Это он пообещал в интервью журналистам компании NRK.