Лидер Турции Реджеп Эрдоган, только что вернулся со встречи с президентом России Путиным в Казахстане. Там они обсудили, как распределять российскую пшеницу и удобрения по всему миру – товары, жизненно важные для благополучия миллионов.
Также обсуждался вариант развития Турции, как энергетического хаба под поставки российского газа.
Очевидно, что Анкару и ее растущую экономическую мощь будет трудно игнорировать в ближайшие месяцы и годы, несмотря на продолжающийся рост инфляции.
В то время как европейские экономики беспокоятся о темпах инфляции до десяти процентов, Турция каким-то образом справляется с уровнем инфляции в 80 процентов и более. Турецкая лира находится на рекордно низком уровне.
Турция стремится преобразовать свою экономику и повысить свой геополитический статус в процессе правления Эрдогана в качестве президента с 2014 года, а до этого в качестве премьер–министра с 2003 года.
Его достижения в экономике трудно оспорить.
Например, за последние два года турецкий экспорт увеличивался примерно на 30 процентов в год, и ожидается, что он будет расти и дальше.
Этот подход, получивший название “Эрдоганомика”, по-видимому, обеспечил завидный среднегодовой темп роста Валового внутреннего продукта в 5,4 процента, что является одним из самых значительных в мире.
Немногие развитые экономики могли бы достичь таких темпов: например, Великобритания нацелена на рост в 2,5 процента – если все пойдет хорошо.
Ключевым моментом преобразований Эрдогана всегда были инвестиции по всем направлениям, но с концентрацией в четырех основных секторах: образование и профессиональная подготовка, транспорт и инфраструктура, доступное жилье и здравоохранение.
Например, 20 лет назад в Турции было восемьдесят Университетов – сегодня их вдвое больше.
Половина новых ВУЗов являются частными предприятиями, и аналогичный рост наблюдается и в остальном сегменте образовательной системы. Происходит быстрое расширение сферы дошкольного образования, а также программ ученичества.
При Эрдогане, по государственным программам построено около полумиллиона доступных домов и планируется воздвигнуть еще миллион.
Около пяти миллионов семей с низким доходом уже подали заявки на приобретение недорогого жилья.
Сооружено множество новых дорог, часть которых имеет протяженность более 1 600 км.
Также построено множество объектов крупной транспортной инфраструктуры: морские порты, аэровокзалы, скоростные железные дороги.
В настоящее время в Турции находятся одни из самых часто используемых мостов и туннелей в мире, в том числе Каннаккале 1915 года постройки, мост с самым протяженным пролетом в мире.
Открытый для движения в марте этого года и достроенный всего за пять лет, мост длиной 2 023 метра посвящен победе Турции в Первой мировой войне над силами союзников в Дарданеллах и обеспечивает прямой доступ в Малую Азию, избегая пробок в столичном Стамбуле.
В самом Стамбуле располагаются еще три не менее внушительных моста: два из них находятся над Босфором, третий, столь же длинный, пересекает Мраморное море.
Его использование помогает вдвое сократить время в пути из Стамбула в Измир, третий по величине город страны.
Благодаря «Эрдоганомике» вошли в эксплуатацию два новых туннеля под Босфором. Третий находится на стадии планирования и обещает стать первым в мире трехэтажным туннелем.
К этому стоит добавить, что Турция успешно строит в Стамбуле самый крупный в мире аэропорт: крыша главного терминала будет охватывать по площади все Княжество Монако.
Аэропорт уже частично функционирует, с тремя взлетно–посадочными полосами.
В ближайшие несколько лет он будет полностью завершен и станет обслуживать двести миллионов пассажиров в год, что на 80 миллионов больше, чем в Атланте, штат Джорджия, который на данный момент является самым загруженным аэропортом в мире.
Поражает время от закладки до начала эксплуатации нового стамбульского аэропорта – всего пять лет!
Для сравнения, берлинский аэропорт Бранденбург строится на протяжении уже 12 лет.
Симптоматично, что с российской помощью разрабатываются планы строительства в Турции двух АЭС, в дополнение к имеющимся мощным энергетическим хабам, куда поставляют углеводороды Россия, Азербайджан, Туркменистан, Казахстан.
Также стоит отметить, что Турция была рада принять китайские инвестиции и является одним из основных маршрутов поставок для инвестиционной схемы Пекина “Пояс и путь”, масштабного инфраструктурного проекта, простирающегося от Восточной Азии до Европы, но открывшего путь к огромному китайскому влиянию и мощи.
В целом, Турция остается жизненно важным геополитическим связующим звеном между Европой и Азией, дружественным к России, несмотря на ее членство в НАТО.
За время же правления Эрдогана объем экономики этой страны утроился, что позволило Турции войти в число 10 крупнейших экономик мира.