В то время, как россияне стоят в многокилометровых пробках, ожидая разрешения проехать через Керченский мост в Крым, в Гаагском суде выстроилась очередь желающих получить компенсации за аннексию полуострова.
Когда российские “маленькие зеленые человечки” захватили Крым в 2014 году, они взяли под контроль некоторые из наиболее ценных нефтяных и газовых активов Украины.
Соответственно, Киев использует все имеющиеся в его распоряжении законные методы, чтобы заставить Москву заплатить за энергетическую инфраструктуру, которую она незаконно экспроприировала.
Юристы надеются, что в деле о компенсациях за экспроприацию будет создан, позволяющий Украине преследовать Россию за гораздо большие расходы, понесенные в результате прошлогоднего полномасштабного вторжения.
Ранее в этом году суд в Гааге обязал Россию выплатить более пяти миллиардов долларов США за активы нефтегазовой отрасли, которые она конфисковала у государственной энергетической компании Украины “Нафтогаз” в 2014 году.
– Москва будет защищаться, – заявил в прошлом месяце пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, но “Нафтогаз” уже прилагает усилия к тому, чтобы Россия выплатила ошеломляющую сумму.
– Мы не ожидаем, что Россия заплатит добровольно, – заявил репортеру POLITICO Алексей Чернышов, генеральный директор государственного энергетического гиганта.
“Было бы большим сюрпризом, если бы они это сделали. Потребуется время, чтобы ввести его в действие и монетизировать, и мы будем нацелены на российские суверенные активы за рубежом”.
Чтобы возместить убытки, руководство компании “Нафтогаз” подало ходатайство в окружной суд США по округу Колумбия, требуя, чтобы присужденная сумма в размере пяти миллиардов долларов была подтверждена и приведена в исполнение странами, в которых находятся российские государственные активы.
По информации юристов компании, это первый из серии судебных исков, направленных на арест имущества Москвы для погашения счета.
– Россия, очевидно, может просто наотрез отказаться добровольно платить, но проблема для России заключается в том, что она ведет коммерческую деятельность по всему миру, – отмечает Дэвид Пински, партнер юридической фирмы Covington по международному арбитражу и судебным разбирательствам, который помогает в этом деле.
– И преимущество арбитражного решения заключается в том, что оно может быть приведено в исполнение в любой стране. Что коммерческая деятельность рискует быть прерванной, эти активы подвергаются риску ареста и исполнения в отношении них, – пояснил он.
“Если бы я был Российской Федерацией, я был бы весьма обеспокоен этим”.
По словам Пинского, юристы “Нафтогаза” работают над определением юрисдикций, в которых они могут подавать иски о принудительном исполнении, а также с фирмами, занимающимися отслеживанием активов, для составления каталога российской государственной собственности, которая в конечном итоге может быть конфискована.
– Мы начинаем и собираемся настойчиво продвигаться вперед, – подчеркнул Пинский, добавив, что это дело знаменует собой “прецедент.
«Это острие копья в деле восстановления ценности Украины в Крыму».
Впрочем, тяжба по активам Крыма – не первый случай, когда Москва сталкивается с арбитражными судами.
В 2018 году энергетические активы на сумму 2,6 миллиарда долларов США, принадлежащие российскому государственному нефтегазовому гиганту “Газпром”, были арестованы в Нидерландах после того, как Украина выиграла судебный процесс о возмещении убытков в споре о транзитных сборах.
Однако, шесть из семи дочерних компаний российской фирмы отказались сотрудничать с этим решением.
Аналогичным образом, Москва отказалась выплатить компенсацию в размере 57 миллиардов долларов акционерам бывшей топливной империи «Юкос», которая была насильственно экспроприирована и национализирована в 2006 году.
Ее бывшие владельцы подают в суд на конфискацию российских государственных активов и уже получили разрешение на продажу с аукциона торговых марок водки “Столичная” и “Московская” в Бельгии, Нидерландах и Люксембурге, хотя в прошлом году не смогли найти подходящего покупателя.
Следует учесть, что хотя сумма компенсации в размере пять миллиардов долларов по делу об активах, захваченных в Крыму, велика, она по-прежнему составляет лишь часть предполагаемого ущерба в размере 750 миллиардов долларов США, нанесенного Украине с начала полномасштабного вторжения России в прошлом году.
Пинский предполагает, что дело “Нафтогаза” создает необходимый “прецедент для украинских инвесторов по возмещению убытков в результате полномасштабной войны в четырех регионах, которые Россия якобы аннексировала еще осенью прошлого года”.
Олег Устенко, который является советником президента Украины Владимира Зеленского по энергетике, заявил, что Киев будет настойчиво продолжать усилия по обеспечению восстановительного правосудия.
– Мы должны получить компенсацию за весь ущерб, нанесенный русскими Украине с начала вторжения. Они верят, что могут разрушать, и никто не заставит их платить за это, – сообщил он репортеру POLITICO.
“Даже сейчас, когда мы все еще находимся в состоянии войны, мы должны начать этот процесс. Это дело – первый шаг”.
По мнению Елены Чачко, научного сотрудника Гарвардской школы права Раппапорта, усилия Украины по сочетанию законности и ведения войны по-своему создают прецедент.
“Украинцы были довольно активны и довольно изощрены в том, как они используют различные законные средства для нападения на русских”.
– Они проявили большую изобретательность в том, как привлечь к делу Международный суд. Еще до недавнего вторжения мы видели, как они выступали за привлечение к ответственности Международного уголовного суда, – пояснила она, имея в виду два международных суда.
“И путь арбитража — это тот, который они очень изощренно использовали, чтобы ввести санкции против России своего рода косвенным способом”.
Чем дольше будут продолжаться боевые действия в Украине, тем больший счет придется платить России, уверены большинство украинских юристов.
“В случае с нацистской Германией компенсация выплачивалась десятилетиями. Все граждане России будут нести ответственность за это, даже если они не чувствуют себя частью этой войны”, – считает Олег Устенко.
“Платить будут даже не только их дети — платить будут и их внуки”.
Ну, а пока суд, да дело, российские власти из-за пробки у Керченского моста решили везти отдыхающих в Крым на десантных кораблях — или через аннексированные территории Украины.
Глава Минтранса РФ Виталий Савельев сообщил на совещании с участием Путина, что нагрузка на Керченский мост увеличится к выходным, а пиковая нагрузка ожидается 16-17 июля.
В это время, «если надо будет», для перевозки автомобилей задействуют два больших десантных корабля, каждый из которых может перевезти до 40 машин.
Такие корабли, по словам Савельева, готов предоставить министр обороны Сергей Шойгу.
Савельев уточнил, что по мосту едут только легковые автомобили, а туристические автобусы и грузовики перевозят в Крым на шести паромах, к которым вскоре присоединится еще один.
В свою очередь, глава Краснодарского края Вениамин Кондратьев, выступая на совещании, предложил в случае «кратного» увеличения очередей использовать транспортный коридор в Крым через «новые регионы».
В целом, создается впечатление, что подавляющее большинство россиян не имеют понятия о масштабных боевых действиях, которые в любую минуту могут коснуться крымских туристов.