На суше, в воздухе и на море различные автоматизированные платформы дают представление о массовом транспорте будущего. 15 мая 2021 года из британского порта Плимут в американский одноименный порт штата Массачусетс отправится в первый трансатлантический рейс уникальный морской дрон «Мэйфлауэр 400».
На его борту, кроме многочисленной аппаратуры, установленной инженерами гидрографами и климатологами, работают гидрофоны, предназначенные для фиксации «разговоров» китов.
15-метроое судно – автомат, рассчитанное на автономное плавание, весит девять тонн и сконструировано по классической схеме тримарана.
Электропитание для приборов и дополнительное для бортового дизель – генератора обеспечивается за счет солнечных батарей, которые покрывают весь корпус судна.
Различные поставщики технологий и услуг внесли свой вклад в проект, направленный на изучение степени загрязнения морской среды, анализа наличия пластиковых отходов в воде, а также жизни морских млекопитающих.
Задача – первостепенная, так как наука изучила лишь 15% подводного мира Земли.
Проект поддержали сотни энтузиастов из разных стран, включая Индию, Швейцарию и Соединенные Штаты.
Бретт Фанеф, соучредитель благотворительной организации ProMare и вдохновитель проекта Mayflower, уверен, что океан оказывает «решающее влияние» на глобальный климат.
Рози Ликориш, специалист по новым технологиям в компании IBM, выступившей в ряду партнеров проекта, считает, что научный беспилотник имеет несомненное преимущество перед традиционными исследовательскими судами, работающими в «неумолимой среде».
«Наличие судна без людей на борту позволяет ученым расширить области, которые они могут наблюдать», — сообщила она репортеру AFP.
Симптоматично, что маршрут дрона будет соответствовать путешествию, совершенному в Новый Свет британскими паломниками на паруснике «Мэйфлауэре» в 1620 году, куда они отправились в поисках лучшей жизни.
И хотя рейс дрона «Mayflower 400» подзадержался из-за пандемии, есть уверенность, что никто из «пассажиров», пересекающих Атлантику, не заболеет.
«Никто не будет скучать, уставать или мучиться от морской болезни. Так что рейс может занять столько времени, сколько понадобится ученым», — уверен Бретт Фанеф.
Строительство тримарана обошлось в миллион долларов, из которых наибольшие затраты пришлись на разработку программного управления, поскольку бортовому компьютеру пришлось научиться распознавать морские препятствия, анализируя тысячи фотографий.
Электронному капитану «Мэйфлауэр 400 » необходимо было научиться обходить препятствия, избегать столкновений, для чего дрон периодически выходил в море для «контролируемого обучения».
Инженер по робототехнике и программному обеспечению Олли Томпсон объясняет, что, запустив «ряд сценариев», капитан может определять, «какие действия являются необходимыми для безопасного плавания судна».
И даже в случае ошибки Искусственный интеллект может исправить себя в режиме самообучения.
Автоматизированное судно использует свои «глаза» и «уши» — сложную систему из шести камер и радара — для непрерывного «курса повышения знаний».
Автономность дрона будет поддерживаться командой операторов, которые будут следить за судном 24 часа в сутки непосредственно из Англии.
С учетом, что реализация столь масштабного проекта заняла всего год, уже можно говорить об успешном старте второго исторического рейса «Mayflower».