С постепенным уходом 2023 года в историю, наступает время подводить итоги. Специалисты Danica Crewing обнародовали результаты своего опроса моряков за 2023 год, из которого выяснилось, что зарплаты старших офицеров выросли примерно на 10-15% по сравнению с результатами 2021 года.
Показатели заработной платы оказались особенно высокими для четырех высших офицерских званий на сухогрузных судах, независимо от национальной принадлежности членов экипажа.
При этом, разрыв в заработной плате между филиппинскими и восточноевропейскими офицерами сократился, в то время как индийские старшие офицеры на сухогрузных судах получали зарплату на 10% выше, чем их коллеги из Восточной Европы.
Как не трудно догадаться, к таковым следует причислить российских и украинских моряков подфлажников.
В докладе Danica Сrewing отмечается, что около 35% моряков, которые недавно сменили работодателя, сделали это ради более высокой зарплаты, хотя 26% сменили компанию, исходя из условий более щадящей работы.
98% респондентов заявили, что прослеживают предлагаемые рынком вакансии, находясь в отпуске на берегу.
Объявляя результаты опроса 2023 года во время глобальной конференции Crew Connect в Маниле, Филиппины, где Danica недавно открыла свой оередной офис по подбору персонала, Хенрик Йенсен, генеральный директор Danica Crewing Specialists, указал на то, что «рынок труда играет в пользу моряков».
– Мы наблюдаем спираль роста заработной платы, подобную той, что проявилась перед предыдущим финансовым кризисом, когда ключевую роль играет дефицит компетентных моряков на фоне улучшения финансового положения большинства судовладельцев. При избытке предложений о работе моряки могут позволить себе быть разборчивыми.
Опрос Danica выявил, что боцманы, судовые повары и слесари-монтажники пользуются большим спросом, в результате чего зарплаты этой категории моряков выросли на 10%. Украинским морским слесарям, из-за нехватки повысили зарплату до 30%.
В этих обстоятельствах не приходится удивляться, что в большинстве своем моряки удовлетворены карьерой: 80% заявили, что порекомендовали бы своего работодателя другу, в то время как 50% порекомендовали бы морское дело своим детям. Вместе с тем, привлекательность работы на берегу также велика: 70% респондентов заявили, что заинтересованы в получении береговых вакансий.
Опрос Danica Crewing также показал, что 36% респондентов, опрошенных на мировом рынке крюинговых услуг, заявили, что их зарплата не выплачивалась вовремя – рост на 7% с 2021 года, при этом 8% заявили, что они не получали свою зарплату в полном объеме.
23% опрошенных моряков пожаловались на нехватку продовольствия или питьевой воды.
По сравнению с предыдущими опросами Danica, этот показатель медленно, но неуклонно растет (по сравнению с 20% в 2020 году и 22% в 2021 году).
К счастью, число моряков, которых вовремя не сменили, сократилось до уровня, существовавшего до пандемии (24%), но это все еще почти четверть членов экипажа, которые не возвращаются домой вовремя.
Благополучие моряков является решающим фактором удержания экипажа, и, к сожалению, опрос Danica Crewing не выглядит оптимистичным: каждый 20–й моряк – примерно по одному на судно сообщили об имевших место издевательствах, 4% дискриминации по расовому признаку, 1% сообщают, что подвергались сексуальным домогательствам.
Более половины респондентов подтвердили, что у них есть доступ к поддержке в области психического здоровья (51,69%). Из тех, кто воспользовался этим сервисом (20%), 70% отметили, что нашли услугу полезной.
Проведенный Danica Crewing опрос моряков за 2023 год показывает, как изменилась подготовка экипажей после пандемии: число моряков, проходящих обучение онлайн-методами, почти удвоилось по сравнению с опросом 2020 года.
Около 55% респондентов прошли обучение компьютерными методами удаленно, а 60% дома на берегу.
Не в последнюю очередь, удаленному обучению способствует доступ к Интернету на борту судов.
Около 96% членов экипажа сообщили, что у них есть доступ к Интернету в море, что на 6% больше, чем в 2021 году, при этом 70% сообщили, что этот доступ был бесплатным – рост на 15%.
Только 1% моряков пожаловались на отсутствие доступа к электронной почте или Интернету в рейсе.
Значительная часть из 6 228 моряков, участвовавших в опросе Danica Crewing, который проводился в период с мая по октябрь 2023 года, имели гражданство Украины.
Отвечая на конкретный вопрос в опросе, касающийся Украины, 94% моряков сообщили, что они вынуждено покинули страну с начала СВО Владимира Путина.
Из них 80% бежали со своими семьями. При этом, 75% заявили, что намерены вернуться в Украину, когда будет безопасно.
Моряки, ответившие на опрос из 45 вопросов, охватывали все возрастные группы, звания и многие национальности.
Почти половина (45%) респондентов занимали руководящие должности, в частности капитаны, старшие офицеры и главные инженеры.
Плавсостав характеризовался работой на большинстве типов судов, включая пассажирские паромы и оффшорный сектор, причем 30% респондентов работали на сухогрузах.
Большинство из них со стажем не менее четырех лет, и по контрактам на 3-5 месяцев, при этом 29% работали по контрактам на 5-7 месяцев.
Менее 10% респондентов работали по контрактам менее двух месяцев.
Средний возраст респондентов – от 30 до 55 лет.
Полная версия исследования Danica Crewing здесь.