С приближением зимы началась разгрузка СПГ из морских газовозов, в момент, когда с ноября из хранилищ природного газа Еврозоны начался чистый отбор голубого топлива.
Фрахтователи, желающие дождаться повышения цен, могут предпочесть перевозку своих грузов СПГ, когда стоимость содержания морского хранилища более выгодна, чем продажа его в данный момент времени. Им также ничто не помешает отправить свой газовоз с грузом СПГ на другой рынок, например в Тихоокеанский бассейн, где ценовая конъюнктура может быть выше европейской.
Так, согласно данным S&P Global Commodity Insights, общий объем запасов СПГ в газовозах на начало ноября оценивался примерно в 27 млрд куб. м, что примерно на 1,4 млрд куб. м меньше, чем в октябре, поскольку с приходом зимы объемы газа начали естественным образом сбрасываться.
При этом СПГ американского происхождения является крупнейшим фактором увеличения объемов хранения газа на газовозах в годовом исчислении: по оценкам, в ноябре на воде находилось почти 9 млрд куб. м СПГ из США, что на 1,1 млрд куб. м больше, чем в прошлом году.
Сейчас разгрузка СПГ происходит по мере того, как в Европе впервые за семь месяцев начался чистый отбор газа из хранилищ природного газа.
Соответственно, объем газа в хранилищах ЕС снизился на 0,02% за день до 99,61% заполнения 7 ноября, согласно сводным данным о запасах газа в хранилищах. До этого в ЕС в последний раз наблюдался вывод объемов 6 апреля, снизившись на 0,08% до 55,54%. Вывод объемов газа продолжался в ноябре, при этом пропускная способность снизилась на 0,15% в период с 7 по 10 ноября.
По данным AGSI, по состоянию на 12 ноября хранилища природного газа стран Еврозоны были заполнены на 99,49% в том числе за счет регазификации СПГ из плавучих объемов в береговые хранилища.
Трейдер из Atlantic объяснил вывод плавучих хранилищ на европейские рынки ростом цен на СПГ NWE почти на доллар 9 ноября.
“Скачок цен побудил компании избавиться от объемов, поскольку они ожидают, что цены снова снизятся”, – предположил трейдер.
Тем временем, Индекс Platts DES Northwest Europe на декабрь был оценен 9 ноября в 14,565 доллара за миллион БТЕ, увеличившись за день на 94,3 цента, но чуть позже рынок смягчился, и Platts, входящее в S&P Global Commodity Insights, оценило декабрьский NWE на уровне 14,076 доллара за миллион БТЕ на 14 ноября.
С учетом того, что в Европе отгружается больше СПГ, это увеличило скидку на Северо-Западный европейский СПГ к цене голландского TTF natural gas hub из-за “слишком большого количества СПГ на терминалах”, пояснил другой трейдер.
NWE также предоставила самую большую скидку голландскому TTF за последние девять недель. Декабрьская NWE была оценена со скидкой в 1,10 доллара за миллион БТЕ по отношению к TTF 14 ноября, что является самой большой скидкой с 19 сентября, когда Platts оценила NWE со скидкой в 1,15 доллара за миллион БТЕ по отношению к хабу природного газа.
Хорошей новостью является и возможность облегчить дефицит морских перевозок СПГ из-за освобождающегося в Европе тоннажа газовозов.
Однако эта ситуация для рынка Азии вряд ли будет иметь немедленные последствия, уверен трейдер,
объясняя существующий дефицит судоходства в первую очередь закрытием Северного/арктического маршрута, а также резким увеличением числа тендеров и спроса со стороны Азии.
Кроме того, по словам трейдера, заторы на Панамском канале, вызванные мерами по смягчению последствий засухи, усугубляют ситуацию.
“Плавучие хранилища начали высвобождаться, но доступный тоннаж по-прежнему довольно ограничен”, – отмечает аналитик S&P Global Commodity Insights по торговле СПГ и судоходству Андрес Рохас.
Рохас считает, что нынешний дефицит тоннажа объясняется тем, что “на рынок предлагается меньше товаров, поскольку трейдеры хотят сохранить любой доступный тоннаж в течение нестабильных зимних торговых месяцев”.
В любом случае, ничто не указывает, что Европа и Азия в 2024 году замёрзнут из-за нехватки газа.