24.04.2024

Как реформировать ж/д транспорт? Спросите у Якунина

Железнодорожный транспорт так странно устроен, что почти во всем мире пассажирские перевозки убыточны. Исключений нет ни для огромной России, ни для маленькой Литвы.

И тем ни менее в Литве принято решение о реструктуризации государственной железнодорожной компании Lietuvos Gelezinkeliai (LG), которая разделится на три самостоятельные фирмы: управляющей железнодорожной инфраструктурой страны, оператора пассажирских перевозок и управляющей перевозкой грузов.

Как было заявлено вчера в сообщении правительства Литвы, все три подразделения войдут и будут подотчетны холдинговой компанией LG. То есть, стратегическое значение железной дороги не позволяет государству полностью выйти из этого бизнеса.

И все же Вильнюс надеется, что реструктуризация LG позволит более эффективно управлять этой громоздкой структурой, тем более, что нововведения соответствуют стандартам ЕС, которые требуют независимого менеджмента всей инфраструктуры железных дорог. говорится в сообщении компании на своем веб-сайте.

«Компания будет оставаться в руках государства, но станет финансово более прозрачной, стабильной и легче управляемой», — считает министр транспорта Литвы Рокас Масюлис.

В конечном счете, добавил министр, LG должна стать менее уязвима к политике и приносить более высокие доходы в государственную казну. Тем не менее, пассажирские услуги, вероятно, останутся невыгодными, а убытки будут покрываться за счет прибыли от других железнодорожных операций, — сказал Масиулис журналистам на пресс-конференции, прошедшей 16 мая в Вильнюсе.

Между тем, Великобритания, в которой живут и работают десятки тысяч литовцев, продолжает колебаться в отношении приватизации своих железных дорог.

В тот же день, что и литовское, правительство Трезы Мэй объявило, что намерено временно национализировать железные дороги Восточного побережья страны.

Направления от Лондона до Эдинбурга будут возвращена под контроль правительства к 24 июня, после того, как частные операторы «Дилижанс» и Virgin Trains признали, что больше не в состоянии нести убытки.

The Daily Telegraph ехидно напоминает, что решение правительства Мэй «политически звучит неловко» так как кабинет неоднократно и рьяно защищал модель частной франшизы, передаваемой негосударственным операторам.

Устройство же российских железных дорог и принципы управления вообще не поддаются никакому анализу и вероятно, не имеют аналогов в мире, если только не в Нигерии.

Похоже, у нас реализована бизнесово самая привлекательная модель: прибыль складывать в частный карман, а убытки перекладывать в государственный. Что же касается пассажиров — пусть летают самолетами «Аэрофлота». Выходит дешевле.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика