Согласно шестому пакету санкций против Владимира Путина от ЕС постепенно вводится полный запрет всего импорта российской нефти, танкерной и трубопроводной, сырой и переработанной.
Эмбарго на сырую нефть вступит в силу на протяжении шести месяцев, а на нефтепродукты – до конца 2022 года.
Нефтеперерабатывающие заводы стран Балтии и Северо-западной Европы уже не получают российскую нефть, а многие европейские и американские трейдеры, нефтяные компании и поставщики морских услуг прекратили деловые отношения с российскими судоходными компаниями.
Между тем, крупнейшие судовладельцы Греции о реагировали на возросший спрос танкерного тоннажа в направлении на Индию или к разгрузке в портах к востоку от Суэцкого канала, увеличило спрос на эти суда.
Данные, собранные Lloyd’s List, показывают, что из 190 танкеров (водоизмещением 15 000 тонн и более), которые отслеживали доставку сырой нефти или нефтепродуктов из ключевых портов Приморска, Новороссийска, Усть-Луги и Санкт-Петербурга с 1 по 27 апреля, около 76 находились в собственности греческих судовладельцев.
В прошлом году за тот же период таковых было 30 из 172 отслеженных.
Помимо санкций США в отношении российской нефти, с 28 апреля всем принадлежащим России, эксплуатируемым, зафрахтованным или плавающим под флагом судам был запрещен вход в порты США.
Великобритания также запретила всем судам, связанным с Россией, заходить в свои порты, но санкции в отношении нефти и продуктов, как выше отмечалось, не будут применяться до конца 2022 года.
В ЕС судам под российским флагом запрещено заходить в порты с середины апреля, в то время как на уголь российского происхождения будут введены санкции с августа.
Ряд финансовых и банковских санкций ЕС и Великобритании еще больше усложняют статус судов российского класса, финансируемых или арендованных, согласно руководству комиссии ЕС.
Великобритания добавила контролируемого Российской Федерацией судовладельца “Совкомфлот” в свой санкционный список в конце марта.
Согласно данным, суда, принадлежащие TMS Tankers Джорджа Эконому, в течение апреля отгрузили больше всего сырой нефти или нефтепродуктов из четырех портов: 16 танкеров общим водоизмещением 1,9 млн тонн.
В течение апреля 2021 года четыре танкера TMS зашли в те же четыре порта.
За деятельностью Джорджа Эконому внимательно следит судовладелец Андреас Мартинос, чья компания Minerva Maritime отгрузила сырую нефть или продукты на 17 танкерах общим водоизмещением 1,7 млн тонн.
Это сопоставимо с тремя танкерами за аналогичный период прошлого года.
Нет никаких предположений о том, что какая-либо из компаний нарушает санкции.
Для тех, кто готов пойти на репутационный риск, предусмотрены огромные финансовые вознаграждения.
Ставки Aframax и Suezmax на прямых морских маршрутах из российских портов в Балтийском и Черном морях достигли максимума в 350 000 долларов в день после вторжения, по сравнению с уровнями около 60 000 долларов в день в начале февраля, показывают данные Baltic Exchange.
Более высокие ставки отражали резкий рост расходов на страхование, а также ограниченное количество танкеров, доступных для перевозки грузов.
Эта волатильность ставок, увеличение тонно-миль и неопределенность в отношении санкций, поскольку спрос на нефть возвращается к уровню, существовавшему до пандемии, помогли создать на рынке танкеров лучшие торговые условия с середины 2000-х годов, считает аналитик Нью-Йоркского инвестиционного банка в апрельском отчете по сектору.
Тем ни менее, Российская группа отслеживания танкеров — коалиция украинских правительственных чиновников, ученых и инженеров—программистов – лоббирует прекращение всего российского экспорта ископаемого топлива.
Данные о танкерах и их владельцах, менеджерах и фрахтователях, вовлеченных в российские сделки, собираются и направляются главному прокурору Украины Ирине Венедиктовой, сообщила группа Lloyd’s List в интервью в конце апреля.
По данным группы, прокурор намерена возбудить дело против известных греческих судовладельцев, утверждая, что они помогают финансировать войну России против Украины.
Группа уже нацелилась на клубы P &I, но с ограниченным успехом, заявив, что без морской страховки грузы не могут перевозиться.
Члены Международной группы, которая представляет 13 клубов, охватывающих 90% мирового флота, прекращают обслуживание флота “Совкомфлота” из 157 судов из-за санкций Великобритании.
Однако другие танкеры, связанные с Россией, пока остаются под прикрытием.
Даже если санкции будут усиливаться и дальше, воздействие их, вероятно, будет минимальным, поскольку альтернативное страхование может быть организовано с морскими страховщиками, не входящими в группу, в основном базирующимися в России или Китае.
Влияние российских санкций на морское страхование в Великобритании было “значительным”, заявил 25 апреля парламентскому комитету Великобритании Нил Робертс, глава отдела морского и авиационного страхования Lloyd’s.
“Объем законодательства, которое было выпущено, и его сложность были очень трудны для людей, и даже очень хорошо обеспеченные ресурсами команды по соблюдению требований находили это проблематичным”, – жалуется он.
“Страховщики не так хорошо обеспечены ресурсами, как банки, и им тоже приходится нелегко”.
Дальнейшие геополитические сложности наблюдаются по мере того, как неприсоединившиеся страны, включая Индию, Китай и Турцию, используют в своих интересах российскую нефть с большими скидками для увеличения импорта.
Когда дело доходит до европейских или американских судовладельцев, перевозящих сжиженный природный газ, участвующих в российских проектах — часто в партнерстве с азиатскими энергетическими компаниями, — ситуация становится еще более запутанной.
Так перевозчик СПГ “Яков Гаккель” (IMO: 9750672) – типичный пример дилеммы, с которой сталкиваются американские компании.
Судно является одним из нескольких, принадлежащих частной инвестиционной компании Seapeak в совместном предприятии 50/50 с China LNG Shipping Holdings.
Китайская компания на 50% принадлежит подразделению Cosco, а СПГ-танкеры построены и законтрактованы для доставки СПГ из российского арктического проекта “Ямал”.
Заявки SEC на Teekay LNG Partners LP, поданные до того, как компания продала свой флот из 47 СПГ-перевозчиков материнской компании Seapeak Stonepeak, показывают, что Яков Гаккель финансируется китайскими банками.
Вопрос о том, будут ли санкции распространяться на более широкие элементы перевозок энергоносителей, остается проблемой, которую изучают морские юристы, стремясь защитить компании от дальнейших рисков и нарушений требований законодательства в будущем.
Эти санкции также заманивают в ловушку южнокорейских судостроителей, которые участвуют в других разрабатываемых проектах “Арктик СПГ” в России, в том числе в проектах, которые строятся для находящегося под санкциями российского государственного производителя газа “Новатэк” для проекта “Арктик СПГ-2”.
Существует также множество краткосрочных вопросов, связанных не только с экспортом угля, но и с агропредприятиями, отправляющими грузы из российских портов, которые, наряду с Украиной, обеспечивают около 30% мирового экспорта зерна.
Для прибывающих из Европы допускаются гуманитарные исключения.
Тем временем появляются признаки развития рынка танкеров второго уровня для российской нефти.
Перевалка российской нефти и дизельного топлива с судна на судно наблюдалась в водах у Скагена, Дания; Каламаты, Греция; и Скау, Гибралтар.
Согласно данным, у берегов Каламаты, в международных водах, несколько партий российской нефти, груженной в Новороссийске, были перегружены на другие танкеры для дальнейшего следования в порт выгрузки.
Российское дизельное топливо по-прежнему продается в северо-западную Европу, поскольку общий объем грузов, содержащих менее 50% среднего дистиллята из страны, не определяется как российский.
По данным Группы отслеживания российских танкеров, Нидерланды в настоящее время являются основным пунктом назначения российской нефти: с 24 февраля туда поступает 655 500 баррелей в сутки.
При этом российская нефтяная компания “Лукойл” владеет 45% акций тамошнего нефтеперерабатывающего завода в Зебрюгге.
По данным группы, за ним следуют Китай с 563 500 баррелей в сутки, Турция с 425 000 баррелей в сутки, Индия с 338,500 баррелей в сутки и Южная Корея с 315 000 баррелей в сутки.
В итоге, можно констатировать, что сложная мешанина морских, банковских и финансовых санкций, а также портовых ограничений по всей Европе, Великобритании и Северной Америке пока не в состоянии остановить российский экспорт энергоносителей: по оценкам, с 24 февраля из страны ежедневно вывозится 4,5 млн баррелей сырой нефти на сумму 509 млн долларов.
Также отгружается еще 2,2 млн баррелей нефтепродуктов в день— часть из которых — дизельное топливо, направляемое в страны ЕС.
В 2021 году Европейский союз полагался на российский импорт для удовлетворения более чем 40% спроса на дизельное топливо.
Эта пропорция мало изменилась по сравнению с уровнями, наблюдавшимися до вторжения в Украину, хотя грузы перенаправляются в Индию и Азию на фоне некоторой степени самосанкций со стороны западных стран.