Для воздушных судов, выполняющих разведывательные функции, малоаметность, бесшумность и продолжительное нахождение в воздухе являются необходимыми качествами. Специальный дрон, копании «Эйрбас», названный «Зефир», полностью соответствует перечисленными параметрам. Во время последних мспытаний в районе города Юма, в штате Аризона, Airphus Zephyr, работающий на солнечной энергии, находился в воздухе в течение 25 дней, начиная с 11 июля 2018 года, тем самым побив собственный14-дневный рекорд, установленный в 2015 году.
Винтокрылый Zephyr принадлежит к классу дронов, относящемуся к «высотным псевдоспутникам» (НАР) за из способность оперировать на высоте 21 000 метров, откуда производится телекоммуникациии и дистанционное зондирование, как гражданских, так и военных объетов.
Вместе с тем, по сравнению с традиционными шпионскими спутниками HAP дроны имеют универсальные преимущества за счет возможности корректировать задания, дооснащать прибор при посадке и организовывать операции в группе дронов. О цене и говорить не приходится: спутники, даже малого веса гораздо дороже обходятся, как при производстве, так и при за пуске на орбиту и последующей эксплуатации.
Однако HAP остаются более уязвимыми, например для российских комплексов ПВО С-300, С-400.
При небольшой скорости полета — до 35 км/час, использовать их над районом активных боевых действий – чревато.
В 2016 году Пентагон закупил три БАЛА Zephyr по цене почти 6 миллионов долларов США за штуку, чтобы оценить их возможности для потенциального использования военными и другими правительственными учреждениями.
«Zephyr – это передавая разработка подобного класса техники, которая будет способна собирать постоянную и надежную информацию по обширным географическим районам на гораздо более высоком уровне детализации, чем когда-либо прежде», – говорится в заявлении тогдашнего министра обороны Майкла Фэллона.
Компания Airbus по-прежнему совершенствует Zephyr, в частности, снижая энергопотребление аппарата.
При размахе крыльев около 25 метров, солнечных батарей хватает для подзарядки аккумуляторов на почти месячный срок полета.
Вес машины — 82 кг, а от батарей моторы начинают работают в отсутствии солнечного света. Ночью, опускаясь ниже до высоты 15 000 метров.
Представляется, что когда на смену литий-ионным аккумуляторам придут более совершенные, «Зефир» получит дополнительный ветер в паруса и станет очень востребован на рынке гражданских технологий, например в части обеспечения Интернета в удаленных местах планеты или более детальной картографии.