По мере таяния арктических льдов, начинает срабатывать план Путина, серьезно взявшегося за освоение Арктики и прежде всего за обустройство Северного морского пути.
СМП, пролегающий по берегам Сибири и Норвегии, позволяет грузовым судам сократить как минимум 10-дневное плавание между Европой и Азией.
Соответственно трафик прохождения судов через самую оживленную полосу Арктики вдоль сибирского побережья увеличился на 58 процентов в период с 2016 по 2019 год.
В прошлом году суда совершили 2 694 рейса по Северному морскому пути, согласно данным, собранным исследователями из Центра логистики Крайнего Севера норвежского Университета.
Нагрузка на СМП легла главным образом за счет поставщиков Торговля осуществляется за из России, Китая и Канады, которые отправляют железную руду, нефть, сжиженный природный газ (СПГ) и другие виды топлива через арктические воды.
Даже пандемия COVID-19, которая значительно замедлила судоходство во всем мире из-за нарушения цепочек поставок, не помешала увеличению перевозок по арктической артерии.
Данные показывают, что в первой половине 2020 года, до конца июня, суда совершили 935 рейсов по сравнению с 855 рейсами за аналогичный период прошлого года.
Увеличение объемов перевозок вызывает беспокойство экологов.
Поскольку тяжелогруженные суда торгового флота выделяют много углекислого газа, сажа покрывает близлежащий лед и снег, поглощая солнечную радиацию, а не отражая ее обратно из атмосферы, что увеличивает градус потепления в регионе.
Арктика уже нагрелась как минимум в два раза быстрее, чем остальной мир за последние три десятилетия.
По этой причине станет возможной круглогодичная навигация по Северному морскому пути.
«Основное беспокойство вызывает сокращение арктического морского льда и возможность увеличения объемов судоходства, – сказал Сиан Прайор, ведущий советник Альянса за чистую Арктику. «Мы уже видим, как это происходит».
Танкеры газовозы сейчас составляют наибольшую долю перевозок на Северном морском пути.
В процессе эксплуатации они уже сожгли 23 9000 тонн топлива в 2019 году, по сравнению с 6 000 тоннами в 2017 году.
Таковы данные, собранные некоммерческим Международным Советом по чистому транспорту.
Вместе с тем Северный морской путь позволяет грузовым судам сэкономить не менее 10 дней в пути между Европой и Азией, и соответственно меньше жечь топлива.
Маршрут по СМП примерно на 6 000 морских миль короче, чем через Африку, и на 2 700 морских миль короче, чем через Суэцкий канал.
По данным Центра логистики Крайнего Севера Норвежского Университета, благодаря более короткому плечу перевозок, торговые суда совершили 2 694 рейса в 2019 году по сравнению с 2 022 в 2018 году, 1908 в 2017 году и 1705 в 2016 году.
В текущем году необычно теплая погода над севером России вызвала раннее отступление морского льда из Сибири.
Эта волна тепла, которую ученые связали с изменением климата, открыла навигацию через Северный морской путь уже ко второй половине июля, ознаменовав самое раннее полное таяние в этой области, когда-либо зарегистрированное.
Утверждают ученые из Национального центра данных по снегу и льду в Боулдере при Университете Колорадо.
Россия стимулирует развитие торговли по СПМ, одновременно развивая энергетические и сырьевые проекты в Арктике.
Президент Владимир Путин поставил цель к 2025 году ежегодно транспортировать по Северному морскому пути не менее 80 миллионов тонн грузов.
В этой связи экологов беспокоит риск разливов топлива в водах Арктики, где суровые условия делают очистку особенно сложной, а загрязнения могут иметь разрушительные последствия для уязвимой экосистемы.