Ожидается, что на Конференции ООН по изменению климата 2023 года, которая проходит в Дубае с 30 ноября по 12 декабря 2023 года, будет объявлено о проекте обучения моряков навыкам декарбонизации. Программа финансируется Международной морской организацией (IMO) и Фондом Lloyd’s Register.
По мнению генсека ITF Стивена Коттона «подготовка всей судоходной отрасли к зеленому переходу имеет важное значение.
Тем более, что к середине 2030-х годов 800 000 моряков могут нуждаться в дополнительном обучении, чтобы управлять судами, работающими на топливе с нулевым или близким к нулевому уровнем выбросов.
Поскольку моряки составляют ядро судоходной отрасли, это обучение жизненно важно для обеспечения успешного и справедливого перехода к новым условиям судоходства.
Стратегия IMO по сокращению выбросов парниковых газов с судов на 2023 год устанавливает общую цель достичь чистого нулевого уровня выбросов парниковых газов от международного судоходства к 2050 году или около того (принимая во внимание различные национальные условия); и обязательство обеспечить внедрение технологий, топлива и/или энергии с нулевым или близким к нулевому уровнем выбросов парниковых газов источники должны составлять не менее 5%, стремясь к 10%, энергии, используемой международным судоходством, к 2030 году.
Китак Лим, генеральный секретарь IMO указывает на то, что “знаменательное принятие IMO стратегии сокращения выбросов парниковых газов в результате судоходства до 2023 года демонстрирует четкую приверженность государств-членов переходу судоходной отрасли к будущему без выбросов углерода».
Для этого, по его мнению, необходимо «убедиться, что никто не остался в стороне, и все должны взять на себя обязательства по обучению рабочей силы, чтобы они были готовы».
Предполагается, что совместный проект поможет обеспечить успешный и справедливый переход, используя коллективную силу мирового морского сообщества.
Важно, что обеспечение безопасных условий труда для моряков, а также эффективное управление и эксплуатация технологий будущего лежат в основе этого проекта.
IMO и социальные партнеры твердо определили необходимость специального обучения, для чего IMO всесторонне рассматривает и пересматривает свой ключевой договор о подготовке моряков – Международную конвенцию о стандартах подготовки, сертификации и несения вахты моряков (STCW) при участии представителей промышленности и профсоюзов моряков.
Капитаны мировой судоходной индустрии в целом едины во мнении что движение к будущему с низким уровнем выбросов потребует создания новых экологически чистых рабочих мест и переподготовки кадров.
Уже существующие и будущие технологии использования альтернативных видов топлива, таких как водород, аммиак и метанол заставляют моряков повышать свою квалификацию.
Сообщается, что проектом будут руководить IMO и Секретариат Целевой группы по переходу к справедливому судоходству. При этом, Lloyd’s Register разработает систему подготовки моряков и офицеров, а также руководство для инструкторов морских учебных заведений.
Всемирный морской университет (WMU), глобальный исследовательский, образовательный и тренинговый институт IMO, базирующийся в Мальме, Швеция, предоставит академическую экспертизу.
Кроме того, большое количество организаций уже вовлечены в глобальную отраслевую группу взаимного обучения, которая обеспечит важный обмен знаниями.
Предполагается, что после разработки, базовая система подготовки моряков по декарбонизации будет впервые опробована в Азии в рамках программы, возглавляемой WMU, при поддержке Азиатского центра сотрудничества в области морских технологий ИМО (MTCC) и других партнеров.
В этих целях будут разработаны учебные материалы для рядового и командного состава экипажей судов.
Цель состоит в том, чтобы затем расширить тестирование пакета по всему миру со всеми установленными центрами сертификации и другими соответствующими организациями.
Гай Платтен, генеральный секретарь Международной палаты судоходства, подчеркнул:
2030 год не за горами, и мы не можем успокаиваться на потребностях наших моряков и наличии соответствующей подготовки для их поддержки в период перехода нашего сектора. Без наших людей у нас не было бы промышленности, поэтому моряки всегда должны быть в авангарде принятия каждого решения.
По мере того, как мы переходим ко второму этапу программы «Справедливый переход на море», необходимо продолжить коллективную работу и укреплять отношения, сложившиеся на первом этапе выполнения программы. И все это в целях обеспечения нашим морякам необходимой подготовки.
Разрабатываемый пакет будет доступен государствам – членам IMO для потенциального использования институтами морского образования и переподготовки (MET) при необходимости для разработки своих программ. Также будет разработана программа ‘подготовка инструктора’ для дальнейшего содействия METs.
Активность морских чиновников столь высокого ранга подтверждает актуальность борьбы с климатическим кризисом.
Обезуглероживание судоходства приобретает исключительно важное значение.