Россияне пока не видят «плюшек» добытых в Арктике, но вполне возможно, что со временем они появятся. Как бы то ни было, современный патрульный корабль ледового класса «Иван Папанин», проекта 23550 ЦМКБ «Алмаз» спущен на воду на заводе «Адмиралтейские верфи» в Санкт-Петербурге 25 октября.
Головной корабль в серии проекта 23550 объединяет в себе возможности буксира, патрульного корабля и ледокола.
Корабль, названный в честь знаменитого советского исследователя Арктики, заступит на дежурство в северных широтах, реализуя возможности своего сверхмощного корпуса и современного вооружения.
Корабль оснащен, в частности, зенитным ракетным комплексом и скорострельной артиллерийской установкой АК-176МА.
При водоизмещении около 8 500 тонн, длине корпуса более 100 метр метров и ширине около 20 метров, корабль рассчитан на эксплуатацию в сложных ледовых условиях, с автономностью до 60 суток.
«Иван Папанин», как и последующие корабли его серии будет обеспечивать безопасность прохождения судов по Северному морскому пути.
В марте 2019 года верховный главнокомандующий НАТО по Европе Кертис Скапаротти заявил Комитету вооруженных сил Сената США, что Северный морской путь станет доступным для навигации в течение более длительного времени, чем сейчас.
Таким образом, его коммерческая и ресурсная ценность растет и создает конкуренцию Канаде, США и другим странам НАТО.
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по обороне Андрей Красов считает, что
«Россия не нарушает нормы международного права. Часть Северного морского пути проходит в наших территориальных водах. Мы не заставляем США делать что-то близкое к побережью Аляски. Мы только хотим соблюдать существующие нормы и все страны, в том числе США, должны их соблюдать “.
Красов напомнил о статье 234 Конвенции ООН по морскому праву, в которой говорится, что «прибрежные государства имеют право принимать и обеспечивать соблюдение недискриминационных законов и правил для предотвращения, сокращения и контроля загрязнения морской среды с судов, находящихся в районах припайного льда, в пределах исключительной экономической зоны, где особенно суровые климатические условия и существует наличие льда, покрывающего такие районы в течение большей части года, создавая препятствия или исключительные опасности для судоходства, а также способствуя загрязнению морской среды. Против подобный опасностей и необратимого нарушения экологического баланса гнеобходим контроль и мониторинг со стороны России».
«Заявленное означает, что Россия может ужесточить правила прохода иностранных судов по Северному морскому пути для защиты окружающей среды», – подчеркнул Красов.
Для защиты Севморпути правительство РФ разработало специальные правила для иностранных судов, проходящих Северным морским путем, которые предусматривают режим уведомления за 45 дней до прохода.
Доступ может быть запрещен в случае несанкционированного плавания по Северному морскому пути, а санкции со стороны России – вплоть до ареста судна нарушителя.