01.10.2022

Ветер надует Эстонии много энергии и денег

Продолжающийся энергетический кризис вынуждает правительства ЕС обращаться к альтернативным, более дешевым и устойчивым источникам энергии, которые также могут ограничить их зависимость от поставок российского природного газа. Эстония не является исключением, однако она сталкивается с уникальной проблемой – постепенным отказом от жизненно важного, но сильно загрязняющего источника, который на протяжении многих лет обеспечивал ее энергетическую независимость.

Речь идет о горючих сланцах – топливе, которое Эстонии намерена прекратить использовать к 2035 году.

За последние десять лет доля сланцев в энергобалансе страны снизилась с 90 процентов до чуть более 70 процентов.

Вместе с тем, руководствуясь своими обязательствами по Парижскому соглашению и Европейскому зеленому соглашению, новое коалиционное правительство Эстонии в прошлом году пообещало прекратить добычу сланцевой нефти в 2035 году на пути к достижению углеродной нейтральности к 2050 году.

Согласно отчету МЭА, попытка крупного энергетического перехода потребует от Эстонии тщательного соблюдения баланса между социальными, экологическими, экономическими соображениями и соображениями энергетической безопасности.

Отказываясь от сланцев, страна в настоящее время использует свой потенциал возобновляемых источников энергии, который, учитывая нехватку солнца и первую атомную электростанцию, все еще находящуюся на чертежной доске, заключается в основном в биомассе, биогазе и особенно в потенциале ветра.

Эксперты утверждают, что среди европейских стран Эстония уступает только Великобритании по объему ветровых ресурсов.

Поэтому, в дополнение к существующим наземным ветроэлектростанциям Эстония намерена создать свои первые морские ветропарки — шаг, ставший возможным благодаря первому в истории страны плану морского пространства, который в настоящее время находится на рассмотрении правительства.

По данным общественного вещателя ETV, для разработки были выбраны три оффшорных района – один в Рижском заливе, рядом с продолжающимся латвийско-эстонским проектом ветроэлектростанции, а два других — у самого большого острова Сааремаа.

В общей сложности проектируемые ветроэлектростанции будут занимать площадь 1 700 км2 и иметь производственную мощность 7 ГВт.

Интерес инвесторов высок, и после утверждения заявок первые ветроэлектростанции должны начать функционировать к 2030 году.

К этой дате Эстония согласилась сократить 70 процентов своих выбросов углекислого газа.

Тимо Татар, заместитель канцлера Министерства экономики и коммуникаций, сообщил ERR newswire, что для покрытия текущего потребления электроэнергии в Эстонии будет достаточно 2-3 ГВт, что делает энергию ветра “очень мощной статьей экспорта для Эстонии».

Между тем, жители Сырве Пеннинсула на Сааремаа, проявляют меньше энтузиазма, не зная, какое влияние ветряные электростанции окажут на их жизненное пространство.

Житель Каупо Випп подеилс с репортером ETV воспоминаниями, как его дом затрясся, когда мимо прошли два пустых грузовых судна, что заставило его задуматься об интенсивности вибраций, создаваемых сотнями вращающихся ветряных мельниц.

Врач Антти Куккела сетует, что здоровье не является главной заботой для специалистов по морскому пространственному планированию, ссылаясь на визуальные помехи от вращающихся ветряных мельниц и данные исследований, показывающие, что низкочастотный звук был измерен на расстоянии 90 километров от действующих ветряных электростанций.

Местные власти разделяют опасения населения их регионов.

Михкель Ундрест, член приходского совета Сааремаа, говорит, что до сих пор государственные учреждения не обращались к местным жителям.

Мэр Сааремаа Мадис Каллас также пожаловался репортеру ERR, что у муниципалитета нет юридических рычагов, чтобы повлиять на выбор места расположения ветропарка, но надеется, что компромисс будет найден.

Решая проблемы консенсуса, национальный морской пространственный план устанавливает более 20 условий для развития ветроэнергетики.

К ним относятся расположение ветряных электростанций (на расстоянии не менее 11 км от побережья, чтобы компенсировать визуальные эффекты), плотность ветряных турбин, предотвращение пересечения с традиционными рыболовными и судоходными маршрутами и зонами национальной обороны, а также уважение к природным ресурсам.

Дополнительные исследования позволят определить воздействие разработок на окружающую среду, включая обзор мест размножения рыб, а также миграционное движение птиц и летучих мышей (интенсивное в Рижском заливе и на полуострове Сырве на Сааремаа). 

Чтобы компенсировать местным общинам причиненные неудобства, правительство разрабатывает механизм привлечения их к строительству и техническому обслуживанию ветряных турбин.

В этих обстоятельствах, правительство намерено избежать повторения судебного дела о строительстве офшорной ветроэлектростанции на Хийумаа.

В 2018 году, после ряда судебных разбирательств, Верховный суд Эстонии отменил план строительства до 160 ветряных турбин мощностью до 1,1 ГВт в 12 км от береговой линии Хийумаа, второго по величине острова страны.

Суд заявил, что в проекте отсутствовала оценка воздействия ветряных турбин и подводных кабелей на окружающую среду, и соответствующие исследования не проводились.

Вот что написал пользователь на форуме одной из местных газет по поводу аналогичного проекта:  

“Окрестности Сааремаа-Хийумаа, естественно, очень красивы и уникальны. Зачем вам нужно набивать его металлом?? Очень уродливое зрелище — почти 400 ветряных мельниц!! Экономический эффект также недостаточен для оправдания такого загрязнения».

Тем временем, правительство Эстонии не отказалось от проекта Хийумаа теперь, когда национальный морской план наконец-то представлен на рассмотрение, следуя рекомендациям отчета МЭА: балансирование на высоком уровне в энергетическом секторе требует не только мастерства хождения по канату, но и навыков компромисса.

Хочется надеяться, что у эстонцев все получится, так как этому маленькому народу не откажешь в большой мудрости.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Яндекс.Метрика