Знакомые с темой энергетики, хорошо себе представляют, насколько дорого обходятся подводные работы, когда приходится прибегать к услугам водолазов.
Команда шотландских инженеров из Эдинбурга, которая руководила разработкой дистанционно управляемого транспортного средства (ROV) в Университете Хериот-Уотт, считает, что сконструированный ими подводный дрон ремонта морских ветряных электростанций, избавит от необходимости в водолазах.
– Очевидно, что через 10-15 лет будут сотни ветряных электростанций, тысячи ветряных турбин по всему побережью Великобритании”, – подчеркнул в беседе с репортёром AFP Иван Петилло, профессор робототехники и автономных систем в Heriot-Watt, – Активно разрабатывается также водородная технология, и все это необходимо будет поддерживать, проверять и обслуживать.
Между тем, то, что мы разрабатываем — это дистанционные технологии, с помощью которых люди могут проверять и обслуживать эти активы с берега, не подвергая никого опасности.
В мае подводный дрон, оснащенный датчиками и передовым программным обеспечением, провел, как считается, первую в истории автономную инспекцию одной из морских ветроэлектростанций.
Устройство было установлено на ветроэлектростанции Blyth французской энергетической компании EDF, расположенной у побережья Нортумберленда, на северо-востоке Англии.
Прибор успешно записал видеозаписи, которые позволили исследователям оценить внешнее состояние фундаментов турбин и кабелей: его программное обеспечение создало 3D-модель реконструкции частей подводных активов энергетической компании.
Иван Петильо поясняет, что «3D-модель способна отображать скопление микроорганизмов, растений и водорослей на фундаменте турбины».
– Если обнаружена проблема, система ROV может быть развернута с помощью роботизированной руки для проведения ремонта, – отмечает профессор.
– Сначала система проведет автономный осмотр морского дна и сооружения и построит 3D-модель, на которую кто-нибудь с берега сможет посмотреть и сказать “здесь проблема”. Какая проблема? Как правило, в системе возникает коррозия, возможно, вам придется повернуть клапан, возможно, вам придется подключить кабель, возможно, вам придется заменить анод и очистить поверхность от «водорослей», – резюмирует он.
Максим Дюше, инженер-исследователь в области ветроэнергетики, также уверен, что использование подводных дронов значительно расширят возможности проведения операций и технического обслуживания на месте.
Пока же, необходимы дальнейшие испытания, чтобы оценить время, необходимое для осмотра всех фундаментов турбин, и продемонстрировать весь потенциал морской роботизированной технологии.
“Однако из этих первоначальных результатов ясно, что технология может обеспечить более безопасные и быстрые операции и снизить выбросы углекислого газа”, – уверен Дюше.
Главная проблема – невероятно трудно найти дайвера или квалифицированного пилота для реализации подобных проектов.