19.04.2024

Электроход «Яра Биркеланд» запущен в норвежские фьорды

Парадоксально, но именно Норвегия, входящая в пятерку стран, крупнейших экспортеров нефти, представила первое в мире полностью электрическое автономное грузовое судно, что является небольшим, но многообещающим шагом на пути к уменьшению воздействия морской индустрии на климат.

Отправив до 120 контейнеров с удобрениями с завода в юго-восточном городе Порсгрунн в порт Бревик, расположенный в дюжине километров, электроход «Яра Биркеланд», показанный СМИ в минувшую пятницу, устранит необходимость примерно в 40 000 поездок на грузовиках в год, которые в настоящее время заправляются загрязняющим дизельным топливом.

«Конечно, были трудности и неудачи», — отмечает Свейн Торе Холсетер, исполнительный директор норвежского гиганта по производству удобрений Yara.

«Но тогда еще более приятно стоять здесь сегодня перед этим судном и видеть, что мы смогли это сделать», — указывает он на бело-голубой корпус электрохода, пришвартованного позади него в Осло.

80-метровый контейнеровоз, дедвейтом 3 200 тонн скоро начнет двухлетние рабочие испытания, в течение которых он будет отлажен механизм его автономной навигации.

Таким образом, из привычных конструкций судна, ходовой мостик может полностью исчезнуть «через три, четыре или пять лет», уверен Холсетер.

Электроход будет совершать свои 7,5-мильные рейсы полностью на «радиоуправлении».

— Довольно много инцидентов, происходящих на судах, происходят из-за человеческой ошибки, например, из-за усталости», — поясняет руководитель проекта Йостейн Браатен, — Работа в автономном режиме обеспечит большую безопасность мореплавания.

Хотя сухогруз «Яра Биркеланд» не предназначен для осуществления дальних рейсов,  ему придется маневрировать по узкому фьорду и плыть под двумя мостами, справляясь с  течениями и интенсивным движением торговых судов, прогулочных катеров и байдарок, прежде чем причалить в одном из самых оживленных портов Норвегии.

Таким образом, следующие несколько месяцев станут периодом интенсивного обучения штурманским способностям искусственного интеллекта судна.

Автономная навигация потребует нового набора правил, которых еще не существует.

На борту Yara Birkeland традиционное машинное отделение было заменено восемью батарейными отсеками, что дало судну мощность 6,8 МВтч, получаемую из возобновляемых источников гидроэлектроэнергии.

«Это эквивалентно 100 теслам», — говорит Браатен.

Морской сектор, на который приходится почти три процента всех антропогенных выбросов, стремится сократить свои выбросы на 40 процентов к 2030 году и на 50 процентов к 2050 году.

Международное и внутреннее судоходство и рыболовство вместе взятые, промышленность выбросила более миллиарда тонн парниковых газов в 2018 году по сравнению с 962 миллионами тонн в 2012 году, согласно последним данным Международной морской организации.

Сам по себе вклад «Яры Биркеланд» в глобальные усилия по изменению климата будет всего лишь каплей в море — устранение 678 тонн углекислого газа в год, выделяемого дизельными двигателями грузрвиков.

И эксперты не ожидают, что электрические суда в ближайшее время станут универсальным решением для отрасли.

«Электричество имеет «нишевое» применение, в частности, для паромов, поскольку это часто короткие и стабильные маршруты, возможно, на прибрежных и речных перевозках. Но он не очень хорошо приспособлен для длительных океанских переходов», — считает Камилла Эглофф, эксперт по морскому транспорту в Boston Consulting Group.

«Кроме того, что судно должно быть способно совершать автономные рейсы на большие расстояния, придется оборудовать порты зарядными устройствами. Таким образом, существуют технические и инфраструктурные проблемы, которые необходимо будет скоординировать», — отмечает она.

В то время как десятки электрических паромов уже пересекают фьорды Норвегии — крупного производителя нефти и газа, который, как это ни парадоксально, также является лидером в области электротранспорта, — океанским лайнерам придется полагаться на другие технологии, чтобы стать экологически чистыми, такие как СПГ, электронный метанол и водород.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика