Россия остро нуждается в импортных товарах, особенно в сфере микроэлектроники и Минск обещает помочь в этой сфере Москве. Правительство Беларуси разрабатывает законопроект о параллельном импорте, чтобы упростить ввоз товаров, на которые Запад наложил санкции, из третьих стран. Об этом сообщил министр Беларуси по антимонопольному регулированию и торговле (МАРТ) Алексей Богданов.
По его мнению – «принятие документа упростит ввоз в нашу страну товаров, которые запрещены из-за Западных санкций”.
Богданов сообщил о планах его ведомства еще восьмого сентября, в ходе Минского торгового диалога с участием различных производственных т торговых структур Беларуси.
Однако неделю спустя Министерство торговли США ввело дополнительный экспортный контроль в отношении Беларуси и России, не делая различий между этими государствами.
Частично из-за санкций, но также из-за общего снижения покупательной способности белорусского населения вслед за быстро растущей инфляцией белорусский импорт резко сократился, что дало толчок для начала масштабной в стране.
По данным белорусской исследовательской компании Satio, с начала года Беларусь потеряла более 50 000 рабочих мест.
В июле число активных работников в Беларуси упало до самого низкого уровня за всю историю, составив чуть более 4 000 000 человек.
Более половины белорусов имеют сбережений, достаточных только на один месяц, и люди, которые не уехали в ЕС в поисках лучшего уровня жизни, в настоящее время крепко держатся за свои рабочие места.
По мнению экономиста Льва Львовского из независимого Белорусского центра экономических исследований и пропаганды (BEROC), “мы уже вернулись на 10 лет назад, и все пытаются подготовиться к еще более трудным временам”.
В подтверждение его слов 19 сентября издание BNE IntelliNews сообщило об убытках, понесенных транспортными службами Беларуси в результате сокращения внешней торговли страны из-за Западных санкций.
Утечка статистических данных государственной железнодорожной службы Беларуси помогла выявить, что стоимость грузовых перевозок для ее дочерней компании “Белинтертранс” в августе составила всего 28% от того, что было в январе.
Столь огромное падение, вероятно, напрямую связано с плохими показателями внешней торговли Беларуси в этом году.
В то время как правительство в Минске обычно изображает сокращение импорта как благо, поскольку это создает более положительный торговый баланс и дает возможность белорусскому экспорту продаваться на внутреннем рынке, совершенно очевидно, что сокращение импорта также оказывает сильное негативное влияние на экономику страны. Хотя бы потому, что автоматически сокращаются возможности реэкспорта в ту же Россию.
Внезапное сокращение импорта также создает проблемы для непосредственных покупателей и потребителей импорта, таких как различные белорусские производственные и розничные компании, а также в сфере межотраслевой торговли. Поскольку белорусские государственные производители как правило тесно взаимосвязаны, внезапная остановка импорта для одной компании может иметь серьезные последствия во всех внутренних цепочках поставок.
Кроме того, различные белорусские министерства и правительственные органы, участвующие в поиске новых цепочек поставок и стабилизации старых, не могут обойтись без значительно возросших альтернативных затрат.
Эти министерства могли бы заниматься другими вещами, но в предстоящем году они будут заняты только организацией проекта импортозамещения Беларуси и России и поиском новых цепочек поставок.
Во время международной конференции в Минске 15 сентября председатель Государственного таможенного комитета Беларуси Владимир Орловский отметил, что “самое главное в сегодняшней сложной ситуации – искать нестандартные подходы, потому что продолжать работать, используя старые приемы, будет невозможно. Вот почему мы собираемся найти новые пути”.
Одним из этих новых способов будет упрощение импорта товаров, на которые Запад наложил санкции, из третьих стран, как только белорусский рынок проработает специфику и завершит работу над двусторонними торговыми соглашениями.
Хотя Беларусь часто отмечает успехи во внешней торговле с такими странами, как Сирия, Монголия, Индия, Иран или различные постсоветские государства, сегодня они не составляют значительного рынка для белорусской промышленной продукции, и на их рынках вряд ли найдется место или спрос на достаточное количество белорусских экспортных товаров, чтобы помочь Минску справиться с санкциями давление на его экспортный сектор.
Тем не менее, заявленное расширение сотрудничества в “логистике” или “транспортировке” дает намек на возможное расширение сотрудничества по импорту западных санкционных продуктов в Беларусь через эти страны.
Китай продолжает оставаться вторым по значимости партнером Беларуси после России, когда речь заходит о реструктуризации цепочек поставок для белорусской внешней торговли.
Поскольку российские порты заняты обработкой как российских, так и белорусских товаров, которые больше не могут проходить через порт стран Запада, Беларуси удалось договориться о расширенном партнерстве в области транспорта и логистики с Китаем.
Это новое соглашение будет включать Беларусь в качестве транзитной страны путем использования “контейнерных поездов для перевозок между Китаем и Европой и между Китаем и Беларусью, развития трансграничных автомобильных и железнодорожных коридоров”.
Прогресс в этой сфере может способствовать прибавки рабочих мест в Беларуси особенно, когда речь заходит о логистической обработке и повышении стоимости грузов, перевозимых “Белинтертрансом” и позволит нарастить экспорт Беларуси в Китай и транзитом через КНР.
Как ранее сообщал BNE IntelliNews, использование Беларусью экспорта продовольствия в Китай для увеличения валютных поступлений может привести к усилению внутренней продовольственной инфляции в стране.
Однако, будучи транзитной страной для торговли между Европой и Китаем, заключение соглашений о совместном управлении этими оживленными цепочками поставок также могло бы облегчить Беларуси импорт товаров, подпадающих под западные санкции.
Подобную активность скорее всего нельзя будет назвать уклонением от санкций как таковым, но белорусское правительство тщательно пересматривает свои “старые уловки” и пытается найти новые.