После того, как Украина и Россия встречно пообещали топить любые суда, направляющиеся в черноморские порты означенных стан, логично было дождаться мнения крупных судовладельцев. Компания INTERCARGO, представляющая интересы влиятельных владельцев сухогрузов в глобальном масштабе, выразила свою обеспокоенность в связи с прекращением реализации черноморской зерновой инициативы — Black Sea Grain Initiative.
Существовавшая до недавнего времени договоренность, обеспечивала безопасный транзит судов, экспортирующих различную сельскохозяйственную продукцию, из трех украинских портов – Одессы, Черноморска и Южного, что сыграо важную роль в предотвращении глобального продовольственного кризиса.
По безопасным морским коридорам было экспортировано около 32,9 миллиона метрических тонн зерна, значительная часть которых была направлена на поддержку Всемирной продовольственной программы. Реализованная при посредничестве Турции и ООН схема, также сыграла первостепенную роль в защите жизней моряков сухогрузов, эксплуатирующих суда в районе Черного моря.
INTERCARGO подчеркивает важность использования всех имеющихся ресурсов для обеспечения безопасности судоходства сухогрузов и их экипажей и поддерживает все усилия Международной морской организации (IMO) и международные инициативы по поиску решения для защиты глобальной цепочки поставок и продовольственной безопасности.
Срок действия соглашения, которое позволяло безопасно экспортировать украинское зерно по Черному морю в течение прошлого года, истек 17 июля после того, как Россия вышла из него, что, по словам Организации Объединенных Наций, «нанесет удар по нуждающимся людям во всем мире».
Москва заявила, что рассмотрит возможность возобновления сделки, если будут выполнены требования по увеличению экспорта ее собственного зерна и удобрений.
Между тем, заявлении руководства НАТО, прозвучавшем в минувшую среду, критикуется российское предупреждение о том, что некоторые части международных вод Черного моря временно небезопасны для судоходства.
«Союзники отметили, что новая зона предупреждения России в Черном море, в пределах исключительной экономической зоны Болгарии, создала новые риски для просчетов и эскалации, а также серьезные препятствия для свободы судоходства», — отмечается в заявлении.
«НАТО и союзники усиливают наблюдение и рекогносцировку в Черноморском регионе, в том числе с помощью морских патрульных самолетов и беспилотных летательных аппаратов», — говорится в заявлении.
Руководство НАТО также осудило недавние нападения России на Одессу, Николаев и другие портовые города, включая удар беспилотника по украинскому зернохранилищу в дунайском портовом городе Рени, недалеко от границы с Румынией, входящей в НАТО.
«Мы по-прежнему готовы защищать каждый дюйм территории союзников от любой агрессии”, — пообещал генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг.
Президент Украины Владимир Зеленский приветствовал «ясное и недвусмысленное осуждение» Советом выхода России из зерновой сделки.
«Созданный всего две недели назад в Вильнюсе Совет уже зарекомендовал себя как эффективный механизм кризисных консультаций», — написал Зеленский на английском языке на платформе обмена сообщениями X, ранее известной как Twitter.
Украина, подчеркнул он, «продолжит выполнять свои обязательства по обеспечению глобальной продовольственной безопасности… Мы остаемся едины с Североатлантическим союзом, продвигаясь по пути к нашему членству в НАТО».
Совет был создан на саммите Альянса в этом месяце в Литве, где члены Альянса предложили Киеву боеприпасы и оружие, но не смогли рассмотреть вопрос о членстве, пока Украина находится в состоянии войны.