Российские чиновники, обеспокоенные перспективой лишиться своих активов под действием санкций, секретно арендуют складские помещения, чаще всего в виде легких ангаров, для скупки и хранения цветных металлов. Действуют хитро, через подставные фирмы, полагая, что с развитие производства электромобилей, в мире существенно вырастут цены на цветные металлы и в частности, медь.
И действительно, цены на медь удвоились за последний год и достигли девятилетнего максимума на Лондонской бирже металлов (LME) на этой неделе.
Цены на медь выросли с минимума в $4,775 за тонну в конце марта прошлого года до конца года в $7,894 в декабре и продолжили расти в начале 2021 года.
Они показали рост еще на 4% с 1 января, достигнув отметки в 8 000 долларов в первую неделю января.
На этой неделе они снова подскочили и достигли $9 305 за тонну 22 февраля, на пути к рекордно высокой цене металла в $10 190 за тонну, установленной в феврале 2011 года.
Аналитики Goldman Sachs не сомневаются, что вскоре рекордная отметка будет преодолена.
По мере того, как пандемия коронавируса отступает, инвесторы, традиционно страхующие свои авуары в золоте, перекладываются в медь.
Неслучайно поэтому цены на желтого «дьявола» упали на 6% с начала этого года до 1 776 долларов за унцию по состоянию на 19 февраля, а цены на медь выросли на 11% за тот же семинедельный период и удвоились с момента своего минимума в марте прошлого года.
При таких темпах дефицит меди возникнет очень скоро и сохранится по крайней мере до 2023 года, когда появятся новые крупные российские проекты, например на крупнейшем в Сибири Удоканском месторождении.
Алишер Усманов, один из богатейших людей страны, а также владелец многопрофильной металлургической компании “Металлоинвест”, двенадцать лет назад выиграл аукцион и заплатил за Удоканскую лицензию $500 млн.
Его оператор, который только что провел ребрендинг и превратился из Байкальской горнорудной компании в Удоканскую медную, сообщил в конце ноября, что интегральная готовность проекта строительства горно-металлургического комбината в Удокане превышает 40%.
В январе 2021 года началось строительство железнодорожной базы на БАМЕ (Байкало-Амурская магистраль) для перевозки товарной продукции.
По данным «Удоканской меди», к середине 2022 года планируется начать промышленную добычу и переработку на уровне 12 млн тонн руды в год.
Предприятие будет производить 135 000 – 137 000 тонн чистой меди – в медных катодах (50%) и сульфидном концентрате (50%).
Компания прогнозирует, что ее объем производства увеличится как минимум на 30%.
Предприятие будет производить катодную медь и сульфидный концентрат на протяжении 50-60 лет.
Советские геологи обнаружили месторождение еще в конце 1940-х годов случайно. Они искали не медь, а уран, так как Холодная война только начиналась, но из-за технических трудностей он остался нетронутым с тех пор.
Удокан был крупной находкой. Сегодня, по оценкам геологов, под классификацией JORC (Australian Joint Ore Reserves Committee, the industry standard) находится 26,7 млн тонн медной руды, что делает Удокан одним из трех крупнейших медных месторождений на планете.
Согласно справочнику фактов горнорудного гиганта Rio Tinto 2020, для электромобилей требуется в три-четыре раза больше меди, чем для традиционных автомобилей.
Однако, это не только электромобили, но и необходимой инфраструктуры, что является медный интенсивный.
Зарядная станция EV содержит до 8 кг меди, что ускорит спрос на медь по мере роста бизнеса; крупные инвестиции в зарядные станции все еще должны быть сделаны, прежде чем использование EV может стать универсальным.
Этот рост спроса уже наблюдается на рынке: в период с 2009 по 2019 год спрос на медь вырос на 38%, сообщает Financial Times, в основном за счет возобновляемых источников энергии и электромобилей.
С тех пор эти секторы приобрели большое значение, поэтому можно с уверенностью предположить, что спрос на медь может вырасти еще быстрее в следующем десятилетии.
Взятые все вместе, перспективы медного бизнеса выглядят яркими, с довольно привлекательным оттенком красновато-красного.
Конечно, нашим чиновникам далеко до прозорливости Алишера Усманова, но они не настолько глупы, чтобы позволить медным деньгам проплывать мимо их носа.
В этой ситуации, легко спрогнозировать рост спроса на быстровозводимые ангары не в Удокане, а в Подмосковье.