26.02.2024

Круговорот российской нефти не подвержен санкциям

В то время, как на турецких автозаправках, персонал не успевает менять ценники на бензин в сторону повышения, импорт чистой нефти из России в Турцию вырос на 360% с 310 000 тонн в феврале 2022 года до 1,41 млн тонн на август 2023 года.

Данные Oceanbolt, навигационного решения Veson, указывают на увеличение экспорта российской нефти в Турцию, как для сырых/грязных нефтепродуктов, так и для чистого сектора, поскольку страна стала чем-то вроде «транзитного узла» для российской нефти, что сыграло определенную роль в обходе санкций в отношении российского экспорта.

Хотя Турция не является членом Европейского союза, страна подала заявку на вступление в ЕС и является членом НАТО (Организация Североатлантического договора), и поэтому отказ страны соблюдать экономические блокады, введенные ЕС, продолжает оставаться неожиданностью для многих.

С начала СВО Владимира путина в Украине, российский экспорт в Турцию увеличился примерно на 64% — с 2,66 млн тонн до 3,4 млн тонн в начале августа 2023 года, после пика в 5,06 млн тонн в июне 2023 года.

Объемы поставок сырой нефти двигались по восходящей траектории, увеличившись примерно на 12% с 2,12 млн тонн в феврале 2022 года до 2,38 млн тонн в августе 2023 года.

Однако наиболее резкий рост наблюдался в секторе чистой нефти: импорт вырос на 360% с 310 000 тонн в феврале прошлого года до 1,41 млн тонн на сегодняшний день.

Таким образом, в настоящее время Турция занимает третье место в списке основных направлений экспорта российской нефти и чистых нефтепродуктов, уступая Китаю и Индии.

Большая российской нефти поступает в Турцию в Алиагу, которая в этом году получила 6,8 млн тонн, при этом, Новороссийск является самым загруженным экспортоориентированным портом в России: на сегодняшний день на его долю приходится 14,8 млн тонн поставленной за рубеж нефти в 2023 году.

На этом фоне любопытной выглядит политика польских нефтетрейдеров, которые для импорта арабской нефти зафрахтовали российские танкеры.

Сообщается, что менеджмент польского НПЗ Orlen в последние месяцы зафрахтовал по меньшей мере 10 танкеров, которые ранее отправляли российскую нефть в Азию.

Эти суда начали доставлять арабскую нефть в Литву и Польшу на обратном пути и это при том, что многие крупные нефтяные компании избегали заключать контракты с танкерами, перевозившими российскую нефть, из-за риска санкций и самостоятельно введенных ограничений.

В этой связи уместно напомнить, что использование танкеров, эксплуатируемых нероссийскими судоходными фирмами, не является нарушением санкций.

На поставки российской нефть распространяется политика ограничения цен, введенная Группой семи (G7) ведущих экономик, когда Западные компании могут поставлять и страховать российскую нефть и нефтепродукты при условии, что они продаются по цене менее 60 долларов за баррель.

Польша, ранее один из крупнейших импортеров сырой нефти из России, прекратила закупки российской нефти этой весной. По словам трейдеров, Orlen, которая заменила российские баррели нефтью с Ближнего Востока и Северного моря, может получить более дешевые тарифы на доставку, если будет использовать танкеры, которые перевозили российскую нефть, поскольку спрос на них низкий.

Один из трейдеров, участвующих в торговле российской нефтью, отметил, что Orlen получала привлекательные тарифы, потому что импорт арабской нефти означал, что танкеры могли возвращаться загруженными, а не порожними.

“Мертвый груз — одна из проблем при работе с российской нефтью, поскольку не все компании соглашаются использовать тоннаж, участвующий в поставках Urals”, — пожаловался неназванный трейдер.

Orlen сообщает, что не участвовала ни в каких перевозках российской нефти и проверяла все суда, которые она использует, чтобы убедиться, что российские санкции не нарушаются.

“Вся наша деятельность, в том числе связанная с поставками сырой нефти, соответствует применимым санкциям”, — говорится в заявлении руководства НПЗ Orlen.

На вопрос, зафрахтовала ли она суда по возвращении с отгрузки российской нефти в Азию, компания ответила, что не комментирует коммерческие вопросы и не раскрывает подробностей своего сотрудничества с деловыми партнерами.

Однако данные LSEG Eikon свидетельствуют, что Orlen зафрахтовала по меньшей мере 10 судов для доставки нефти с Ближнего Востока в польский Гданьск и литовский Бутинге в течение чуть более трех месяцев. Суда также заходили в российские порты на Балтике.

В одном случае это был танкер класса Aframax — Nissos Serifos, который 23 мая погрузил около 100 000 тонн нефти марки Urals, поставленной российской «Зарубежнефтью», в балтийском порту Приморск для доставки в порт Мундра в Вест-Индии.

На обратном пути 22 июля судно загрузило 100 000 тонн арабской легкой нефти в саудовском порту Сиди-Керир для доставки в польский порт Гданьск.

Среди других танкеров отметились Waikiki, Bonita, Nissos Delos, Calida, Anafi Warrior, Ark, Lovina и Botafogo, которые поставляли нефть, в основном с Ближнего Востока, в Гданьск и Бутинге, прежде чем отправиться в близлежащие российские Приморск и Усть-Лугу.

Согласно данным LSEG, судами управляют греческие судовладельцы, включая TMS Tankers и Kyklades Maritime.

TMS Tankers и Kyklades Maritime не ответили на запрос о комментариях. Saudi Aramco отказалась от комментариев. Данные показывают, что некоторые суда прошли этот маршрут дважды, доставляя нефть в Индию из России и возвращаясь обратно в Польшу с нефтью из Сиди-Керира.

Следует учесть, что фрахтовые ставки на перевозку российской нефти подскочили до рекордно высоких значений в начале этого года после того, как Европейский союз и G7 ввели санкции, которые заставили многих судовладельцев избегать российских баррелей.

В дальнейшем, стоимость фрахта начала снижаться по мере того, как Россия покупала больше судов или умудрялась зафрахтовать другие.

Российская нефть в основном поставлялась в Азию после введения эмбарго ЕС.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика