Северный морской путь, который, как ожидают некоторые аналитики, “освободится ото льда к 2050 году”, в последние годы привлекает особое внимание со стороны Китая, не говоря уже о России, имеющей стратегический интерес.
Исследование, проведенное при поддержке Российского научного фонда с использованием спутниковых данных и климатических моделей, показало, что транзитное окно Северного морского пути расширится примерно на 4-6,5 месяца к концу XXI века.
Северный морской путь (СМП), соединяющий Балтийское море с Беринговым морем через обширную российскую Арктику, известен тем, что обеспечивает более быструю навигацию в незамерзающие периоды, привлекая интерес различных глобальных игроков.
Рейс грузового судна из Даляня, Китай, в Роттердам, Нидерланды, по Северному морскому пути занимает около 33 дней, в отличие от 48 дней по Суэцкому каналу.
Разительная экономия как времени, так и денег объясняет, почему Китай и другие страны внимательно следят за Арктикой и ее потенциалом для глобального судоходства.
После утверждения в 2015 году программы, направленной на развитие СМП на период до 2030 года, объем морских перевозок по Северному морскому пути увеличился примерно на 9 миллионов тонн с 2017 по 2018 год.
В свою очередь, растущее участие Китая в СМП подтверждается его “Белой книгой по Арктике” за 2018 год и 14-м пятилетним планом, в которых подчеркивается приверженность Китая сотрудничеству в полярном регионе.
Интересы Китая обозначены как “Полярный шелковый путь”, составляющий часть инициативы “Пояс и дорога” в Арктике, направленной на прокладку новых морских маршрутов через Северный Ледовитый океан в целях использования потенциала региона для обеспечения глобальных торговых связей и содействие освоению Арктики.
Россия приветствовала этот интерес в заявлении Владимира Путина, который в 2017 году отметил, что “Шелковый путь достиг Севера”.
Он добавил, что Россия объединит Северный морской путь с китайскими проектами.
Соответственно, уже в 2019 году группа китайских исследователей из Академии наук Китая и Университета Фучжоу оценили возможности российских портов на маршруте СМП для обеспечения доступа Китая.
Кроме того, начиная с 2019 года – через год после выхода китайской “Белой книги по Арктике” – число транзитных рейсов по Северному морскому пути выросло с 27 в 2018 году до 37 в 2019 году и возросло до 62 в 2020 году.
В связи с этим Информационное бюро Северного морского пути сообщило о восьмикратном росте объема перевозок за последние шесть лет, увеличившись примерно с 18 миллионов тонн, перевезенных судами в 2018 году, до более чем 30 миллионов тонн в 2021 году.
Интерес Китая в сотрудничестве в строительстве и эксплуатации СМП объясняется тем, что около 90 процентов китайских товаров перевозятся морским путем.
Неслучайно поэтому, Государственное управление океанических исследований Китая провозгласило XXI век “эпохой океанов”, признавая важность морских маршрутов в своей стратегии развития.
И действительно, в настоящее время объем морской торговли между Китаем и Европой в три раза превышает объем наземной.
В этом контексте Северный морской путь рассматривается как жизнеспособная альтернатива некоторым проблемам, возникающим в связи с традиционными морскими маршрутами, такими как Суэцкий канал или Южно-Китайское море и Малаккский пролив.
Стратегический маневр Китая по диверсификации маршрутов поставок нефти и природного газа, направленный на смягчение стратегической уязвимости, определенный, как “дилемма Малакки”, привел к тому, что власти КНР начали рассматривать потенциал судоходства в Арктике как важный. Малаккская дилемма, термин, введенный президентом Ху Цзиньтао в 2003 году, характеризующий уязвимость Китая перед морской блокадой из-за ограниченных альтернативных маршрутов и потенциального контроля со стороны внешних держав, особенно Соединенных Штатов, должна быть разрешена в пользу Китая. Чрезмерная зависимость от Малаккского пролива действительно представляет собой серьезное препятствие для торговых сетей Китая, поскольку узость пролива в сочетании с растущими рисками пиратства в этом районе серьезно ограничивает и ставит под угрозу экспортный потенциал Китая.
Достаточно указать, что через Малаккский пролив ежегодно проходит около 6,5 миллионов баррелей нефти, предназначенной для КНР.
Проблема усугубляется еще и тем, что Суэцкий канал год от года испытывает растущую загруженность, а Южно-Китайское море становится все более привлекательным для пиратских нападений.
Совместные инициативы Китая и России в Арктике привели к тому, что COSCO, известная китайская судоходная компания, участвует примерно в 30 процентах рейсов по Северному морскому пути.
В 2021 году было зафиксировано в общей сложности 26 рейсов судов в Китай по Северному морскому пути, причем COSCO осуществила 14 из них.
Руководство COSCO также спонсировала исследование, которое выявило значительную экономию: 14 рейсов по этому маршруту привели к общему сокращению времени транспортировки на 220 дней, экономии 6 948 тонн топлива и снижению затрат на общую сумму 9,36 миллиона долларов по сравнению с традиционными маршрутами.
Из этого можно сделать осторожный вывод, что Северный морской путь ни только обходит препятствия Суэцкого канала, но и обеспечивает более безопасный проход, эффективно обходя проблемы, возникающие в Южно-Китайском море.
Кроме того, он предлагает Китаю более быстрый маршрут для транспортировки товаров в Европу и из Европы обратно.
Нерешенными при этом остаются проблемы невозможности проводки крупных океанских судов с осадкой более 10 метров, а также необходимость этим судам иметь ледовый класс.
Зато СМП весьма привлекателен для доставки товаров между Китаем и Россией, особенно с учетом того, что ежегодный товарооборот между Россией и Китаем увеличился с 2012 года с менее чем 90 миллиардов долларов до более чем 190 миллиардов долларов в 2022 году.
Большая часть этой торговли связана с поставками энергоносителей из России в Китай.
В октябре 2023 года количество поставок нефти в Китай вдоль российского побережья увеличилось на 23 процента по сравнению с предыдущим годом, достигнув в этом году 400 000 баррелей в день.
По данным Федеральной таможенной службы РФ, в то время как в конце 2022 года из арктической Сабетты отправился только один балкер с грузом коксующегося угля грузоподъемностью 35 000 тонн, в октябре этого года было растаможено три судна, груженных в общей сложности 117 000 тонн угля.
Предпринимаются усилия по дальнейшему развитию СМП. China Communications Construction и China Railway Construction обсуждают добычу сырья в Российской Республике Коми, включая потенциальное строительство новой железной дороги и глубоководного порта для погрузки судов для транспортировки по Северному морскому пути.
Кроме того, Китай совместно с партерами, намерены проложить волоконно-оптический кабель протяженностью примерно “10 500 километров вдоль Полярного круга”.
В случае реализации проекта повысится безопасность судоходства в регионе за счет увеличения передачи данных.
Знаменитая Huawei уже помогает создавать часть инфраструктуры, чтобы сделать связь между судами более быстрой и эффективной, а также между судами и берегом.
В октябре 2023 года на третьем форуме “Пояс и путь” в Пекине Владимир Путин пригласил другие страны внести свой вклад в развитие Северного морского пути, в частности, в строительстве глубоководных терминалов на Восточном участке СМП.
Но что было самым примечательным в речи Путина, так это его уверенность в том, что “начиная со следующего года навигация для грузовых судов ледового класса по всему Северному морскому пути станет круглогодичной”.
Если слова президента РФ окажутся пророческими, Китай получит дополнительный толчок к совместной с Россией развитию СПМ.
Для этого необходимо строить больше мощных ледоколов, что по плечу и России и Китаю.