К августу 2024 года намечено создание совместного российско-китайского предприятия для круглогодичного обслуживания на Севморпути. “Росатом”, курирующий СМП, и китайская судоходная компания объявили о заключении соответствующего соглашения, которым предусматривается строительство контейнеровозов ледового класса для круглогодичного транзита по СМП.
Хотя глобальное потепление сделало круглогодичные переходы более вероятными, маршрут по-прежнему требует использования ледоколов для поддержки судов и ледовой защиты.
Соглашение, достигнутое в рамках экономического форума в Санкт-Петербурге, Росатом создаст совместное предприятие с китайской судоходной компанией Hainan Yangpu NewNew.
Представители «Росатома» сообщили, что планируется построить до пяти контейнеровозов арктического класса, которые обеспечат круглогодичную навигацию по СМП.
Показательно, что судоходная компания Hainan Yangpu Shipping начала осваивать маршрут по СМП в июле 2023 года.
На линию был поставлен контейнеровоз Polar Bear, водоизмещением 15 952 тонны.
Судно, зарегистрированное в Гонконге, было построено в 2005 году и рассчитано на перевозку 1600 TEU.
Судно прибыло в российский порт Калининград после шестинедельного плавания и отправилось в обратный путь в Китай в конце августа прошлого года.
Компания, которая обслуживает пять контейнеровозов, сообщает, что в 2023 году она совершила в общей сложности восемь рейсов из Китая в Санкт-Петербург, Калининград и Архангельск.
В соответствии с планами, создаваемого СП, акцент предусмотрен на использовании порта Архангельска.
Предполагается, что этот маршрут может стать более прибыльным и обеспечить жизненно важное звено для перевалки товаров как для импорта, так и для экспорта.
В поле зрения также остается потенциал незамерзающего порта Мурманска.
В 2023 году по СМП в Мурманск было перевезено 58 миллионов тонн грузов, что на три процента больше аналогичного периода 2022 года.
Хотя, в пике Мурманск способен обеспечить годовую перевалку грузов до 110 миллионов тонн.
Задача, поставленная перед СМП – превысить перевозку 200 миллионов тонн грузов к 2031 году и достичь 1,8 миллиарда тонн к 2035 году.
Сообщается, что в 2023 году Китай перевез по этому маршруту около двух миллионов тонн грузов, и ожидается, что в этом году этот показатель увеличится до трех миллионов.
Первое совещание представителей новой компании планируется провести в октябре, а сроки поставки новых судов пока не определены.