После многолетних проволочек, в Грузии прояснилась судьба перспективного порта на побережье Анаклии – морском курорте в Западной Грузии, где река Ингури впадает в Черное море.
Две китайские фирмы China Communications и China Harbour Investment выиграли права на строительство и эксплуатацию глубоководного морского порта.
Начальный этап развития порта Анаклия предполагает строительство причала, способного принимать 7 млн тонн грузов, и контейнерного терминала вместимостью 600 000 teu, общая стоимость инвестиций в который составит 600 млн долларов.
Предыдущий план строительства порта в Анаклии был реализован в 2017 году при участии TBC Holding, SSA Marine, британской Wondernet Express и G-Star Ltd. Контракт вызвал споры, связанные с финансами местных спонсоров, и в конечном счете был расторгнут правительством.
Правительству Грузии будет принадлежать контрольный пакет акций порта в размере 51%.
От наблюдателей не укрылось, что консорциум, возглавляемый государственной компанией CCCC, был единственным участником торгов с полным предложением.
Правительство Грузии предоставило 49-процентную долю в будущем черноморском порту Анаклии китайскому консорциуму, возглавляемому государственной компанией China Communications Construction Company (CCCC), партнерами которого являются Партнерами CCCC являются China Harbour Investment Pte., China Road and Bridge Corporation и Qingdao Port International Co.
В 2020 году Министерство торговли США ввело санкции против CCCC за ее роль в строительстве искусственных островов в филиппинских водах, а в следующем году Министерство финансов США объявило ее элементом китайского военно-промышленного комплекса.
В совокупности эти санкции наложили ограниченные ограничения на инвестирование в CCCC, экспорт или передачу технологий в CCCC.
Эти меры по-прежнему действуют, но они распространяются только на определенные типы транзакций, и Грузия отметила, что ограничения “не мешают другим лицам приобретать услуги или товары у CCCC”.
Грузинское правительство утверждает, что CCCC не подпадает под санкции правительства США, а высокопоставленный чиновник заявил местным СМИ, что сообщения об обратном являются “ложью”.
По словам министра экономики Грузии Левана Давиташвили, швейцарский консорциум также участвовал в торгах, но так и не представил своего окончательного предложения.
– Это не первый важный инвестиционный проект Китая в Грузии, но я верю, что он станет важной вехой в нашем сотрудничестве в рамках инициативы “Один пояс, один путь””, – отмечается в заявлении посла Китая в Грузии Чжоу Цяня.
Посол Чжоу отметил, что поддерживаемые США группы гражданского общества в Грузии выразили обеспокоенность по поводу участия Китая в проекте.
– Я думаю, что если вы оглянетесь на некоторую дезинформацию о CCCC, распространяемую некоторыми так называемыми аналитическими центрами, которые финансируются Тайванем и Соединенными Штатами, вы сможете понять, почему была распространена такая дезинформация, – пояснил он.
С началом работы нового порта связываются большие надежды, так как Батуми и Поти работают на пределе своих возможностей.
Что касается Китая, то интерес к крупным инфраструктурным проектам, способствующим поставке продукции китайских производителей, существенно подкрепляется всей государственной мощью КНР.
С учетом того, что пропускная способность проекта составит 600 000 TEU в год, он вполне будет способен обеспечить давно запланированный “Средний коридор” мультимодальных перевозок, соединяющий Китай с Европой.