После того, как российское вторжение в Украину 24 февраля осложнило железнодорожное сообщение в направлении Китай-Европа, проходящее через Россию и Беларусь, руководство компании Maersk предложило альтернативное железнодорожно-морское сообщение Азия-Европа через Центральную Азию и Черное море.
Альтернативный маршрут крупнейшего в мире датского перевозчика через недавно обновленный сервис Middle Corridor стартует из различных пунктов в Китае, пересекает китайско-казахстанскую границу в Хоргосе и продолжает движение по железной дороге до казахского порта Актау на Каспийском море, где контейнеры загружаются на баржу в Баку в Азербайджане.
В Баку их перегружают на поезд до терминала APM Terminals в грузинском черноморском порту Поти, а затем отправляют в румынский хаб Констанца, откуда грузы уже распределяются для доставки по железной дороге в пункты назначения по всей Европе.
Maersk приступила к разработке нового маршрута в марте, и в прошлом месяце первый рейс из Китая обеспечил доставку грузов для клиентов из индустрии стиля жизни, автомобилестроения и бытовой техники.
“Этот обновленный сервис появился в идеальное время, чтобы помочь облегчить текущие проблемы с логистикой”, – считает Майя Парлагашвили, менеджер по глобальным продуктам intercontinental rail в Maersk.
“Мы прислушались к нашим клиентам и разработали решение, которое предоставляет им альтернативное и экологичное интермодальное сообщение между Азией и Европой. При том, что более 90% железнодорожного сообщения Среднего коридора электрифицировано”, – пояснила она.
Транзитное время от места отправления до места назначения составляет около 40 дней, и Maersk сообщила, что пропускная способность железнодорожного маршрута составляет 150 000 teu в год.
“Коридор имеет достаточную открытую пропускную способность, что позволяет нашим клиентам повысить устойчивость своей цепочки поставок, имея альтернативный маршрут к морским и воздушным перевозкам”, – уверена Майя Парлагашвили.
Функционирование нового коридора происходит на фоне небольшого всплеска инвестиций в балканскую инфраструктуру, при этом базирующийся в Дубае портовый оператор DP World, также являющийся оператором контейнерного терминала в Констанце, занимает лидирующие позиции в регионе.
Две недели назад DP World запустила проект по строительству авто-железнодорожного терминала в Аюде, Румыния, связанного железнодорожным сообщением с Констанцей, который будет использоваться в качестве плацдарма для перевозки грузов в Европу и который планируется открыть в первой половине следующего года.
В минувшую пятницу портовый оператор также приступил к строительству нового контейнерного терминала стоимостью 30 млн евро в сербском дунайском порту Нови-Сад, который станет первым контейнерным терминалом в стране.
“Через два года в этой части бассейна Дуная будет построен первый контейнерный терминал, который будет иметь решающее значение для развития логистики и экономики Сербии”, – заявил министр строительства, транспорта и инфраструктуры Сербии Томислав Момирович.
Для России потеря компании Maersk в качестве глобального поставщика импортных грузов пока не получила оценки и альтернативных действий со стороны правительства и транспортных структур РФ.