“Голубой водород” является одним из наиболее часто обсуждаемых альтернативных видов топлива для перехода к “зеленой” энергетике, поскольку его можно производить из богатого газового сырья по известной технологии. Появление индустрии голубого водорода может стимулировать новый долгосрочный спрос на природный газ, расширяя возможности использования этого ископаемого топлива и придавая ему новую жизнь в условиях “зеленой” экономики.
Между тем, научные исследования свидетельствуют, что проекты по производству голубого водорода могут считаться низкоуглеродными только в том случае, если, помимо достижения высоких показателей улавливания углерода, они могут гарантировать использование природного газа с низкими выбросами метанола в атмосферу.
Так, специалисты компании Carbon Tracker проанализировала непреднамеренные последствия увеличения производства голубого водорода и создания нового спроса на природный газ, особенно для проектов в Великобритании и Европе, пришли к выводу, что сравнительно высокий уровень утечки метана в газовой промышленности США, водород, производимый в Великобритании из американского СПГ, будет иметь высокий уровень выбросов парниковых газов в течение всего жизненного цикла.
По причине того, что запасы природного газа в Северном море сокращаются, Британия все больше зависит от импорта американского СПГ с высоким уровнем утечки метана в газовой промышленности США.
Так, выбросы при производстве американского СПГ в 10-15 раз превышают выбросы британского трубопроводного газа, в зависимости от источника его поступления.
“Даже при использовании наилучших технологий выбросы голубого водорода из импортируемого сжиженного природного газа могут в 2,5 раза превышать уровень выбросов низкоуглеродистого водорода, установленный в Великобритании”, – сообщает Carbon Tracker.
“Экологически чистый водород, производимый из возобновляемой электроэнергии, остается единственным способом по-настоящему снизить выбросы вредных веществ”.
Соответственно, в Великобритании и в ЕС «зеленые» требуют поддерживать только проекты по улавливанию углерода, которые “обеспечивают постоянное сокращение выбросов по всей цепочке поставок” на протяжении всего жизненного цикла.
Они требуют от производителей водорода гарантий, что у их поставщиков сырья будет низкий уровень утечки метана.
“Если условия для производства низкоуглеродистого голубого водорода и газа-CCS не могут быть выполнены, следует уделять больше внимания экологически чистому водороду из возобновляемых источников и альтернативным гибким технологиям, таким как долговременные хранилища энергии, гидроэлектростанции с насосом и экологически чистые водородные турбины”, – советуют консультанты.
Практики идут другим путем.
Третьего июля консорциум японских компаний в составе Muti O.S.K. Lines и Mitsubishi спустил на воду свой первый танкер, работающий на метаноле.
Судно, получившее название Daiichi Meta Maru, водоизмещением около 560 тонн брутто, имеет длину 65,5 метров и предназначено для перевозки метанола для корпорации Mitsubishi, а также для бункеровки судов метанолом.
Двигатель, разработанный компанией Hanshin Diesel Works рассчитан на способность судна развивать скорость 11 узлов и более.
В первом квартале 2025 года ожидается начало его эксплуатации.
Двигатель, разработанный компанией Hanshin Diesel Works рассчитан на способность судна развивать скорость 11 узлов и более.
Кроме вышеназванных компаний в состав консорциума входят MOL, а также MOL Coastal Shipping, Tabuchi Kaiun Co. и Niihama Kaiun Kabushiki Kaisha.
Судно строится на заводе Kanasashi Heavy Industries, принадлежащем судостроительной группе Murakami Hide.
Предполагается, что после завершения постройки в декабре 2024 года судно будет зафрахтовано компанией MOL Coastal Shipping.
Япония находится на переднем крае внедрения метанола.
В 2021 году MOL приобрела миноритарную долю в дочерней компании Methanex Corporation, занимающейся морскими перевозками, для обретения опыта и участия на рынке метанола.
Несколько судоходных компаний также разместили заказы на двухтопливные суда, работающие на метаноле, включая заказанный в июне 2024 года японский автомобильный перевозчик, который станет первым судном, работающим на метаноле, построенным Mitsubishi Shipbuilding.