23.04.2024

Мир не сможет обойтись без российской нефти и нефтепродуктов

После того, как турецкие власти ввели новые требования, которые вступили в силу 1 декабря, в соответствии с которыми каждое судно должно иметь страховую защиту на все случаи жизни при плавании через турецкие воды или при заходе в порты, российских страховщик, компания «Ингосстрах» предоставила нужные бумаги танкеру «Владимир Тихонов», плавающим под флагом Либерии, которые включали страхование рисков загрязнения в течение всего периода пребывания в турецких водах.

Российский танкер «Владимир Тихонов», получивший страховку от компании «Ингосстрах», благополучно прошел Босфор

Танкер прошел заливом Босфор 3 декабря, при том, что без движения оставались не менее 20 танкеров различных международных компаний.

Ведущие Западные страховщики судов заявляют, что они не в состоянии обеспечить покрытие всех обстоятельств, утверждая, что они не могут нести ответственность за выплаты, если, например, с грузом судна были нарушены санкции.

То есть, ими не подготовлен ответ на требования правительства Турции от 16 ноября 2022 года, требующее от судов, перевозящих сырую нефть и проходящих транзитом или заходящих в турецкие воды с 01 декабря 2022 года (продлено до 02 декабря 2022 года), предоставлять письма-подтверждения от P & I Club владельца, гарантирующее, что страховое покрытие будет действовать при любых обстоятельствах в течение всего срока действия о транзите или времени нахождения судна в турецких водах или времени его нахождения в порту или терминале.

Данные требования вытекают из введения с 5 декабря 2022 года режима ограничения цен на российскую нефть, который запрещает транспортировку российской нефти и связанные с ней страховые услуги, при условии отказа, когда нефть продается ниже предельной цены, установленной G7 и ее партнерами по коалиции.

Режим ограничения цен запрещает страховщикам и другим поставщикам услуг предоставлять страховое покрытие и услуги для рейсов, которые нарушают ограничение цен – это причина запроса правительства Турции о получении писем-подтверждений от клубов P & I, в которых говорится, что предоставление членского покрытия P & I не будет подлежать к Правилам о страховании, положениям о санкциях или другим исключающим положениям, которые могут привести к отмене страхового покрытия, даже если выяснится, что ущерб был причинен санкционированным грузом.

Стоит отметить, что эти требования выходят далеко за рамки общей информации, содержащейся в стандартном письме, которое требует, чтобы P & I Club подтвердил, что страховое покрытие судна в турецких водах не будет ущемлено ни при каких обстоятельствах, в том числе в случае нарушения санкций со стороны гарантируемого, будь то сознательно и намеренно или неосознанно и непреднамеренно.

Выдача подтверждающего письма при таких обстоятельствах подвергла бы Клуб нарушению санкций в соответствии с законодательством ЕС, Великобритании и США.

Международная группа детально изучила этот вопрос, и по состоянию на 10 декабря клубы согласились с тем, что они не могут и не должны давать такие гарантии.

Например, из российских портах через турецкие проливы переваливается казахская нефть, которая в смеси с российской может перейти в категории санкционной, но каким образом за подобные действия должны нести ответственность страховщики?

Турция также опасается последствий закупки российскими компаниями старого танкерного тоннажа, увеличивающего риск аварий, но страховщики и в этом вопросе довольно беспомощны.

Международная группа продолжает стремиться решить этот вопрос путем переговоров, и менеджеры предоставят обновленную информацию, как только это станет возможным.

Между тем, цены на нефть резко упали с начала ноября, поскольку трейдеры пришли к выводу, что ограничение цен на российский экспорт, введенное Соединенными Штатами, Европейским Союзом и их союзниками, окажет незначительное влияние на доступность сырой нефти.

Более ранние опасения, что ограничение приведет к нарушению поставок сырой нефти, способствовали росту цен на нефть марки Brent и календарным спредам в течение октября – даже несмотря на ухудшение перспектив мировой экономики и потребления нефти.

Фьючерсы на нефть марки Brent LCOc1 на начало месяца закрылись на уровне почти 97 долларов за баррель 27 октября, по сравнению с 84 долларами месяцем ранее, что значительно выше долгосрочного среднего показателя с поправкой на инфляцию в 60 долларов с 1990 года.

Шестимесячный спред Brent, лучший показатель ожидаемого баланса производства и потребления, торговался с отклонением почти на 9 долларов за баррель, в 99-м процентиле за все торговые дни с 1990 года.

Крайнее отставание означало, что трейдеры ожидали, что баланс останется жестким, с дальнейшим сокращением и без того истощенных запасов и усилением повышательного давления на цены на нефть.

Но что-то заставило ожидания измениться в первую неделю ноября, и с тех пор цены и спреды почти непрерывно снижались.

В конце октября чиновники Казначейства США начали информировать СМИ и трейдеров о том, что ограничение будет установлено на относительно высоком уровне (“Команда Байдена пересматривает план ограничения цен на нефть в России”, Bloomberg, 26 октября).

Политики указали, что ограничение составит около 60-65 долларов, что соответствует долгосрочным средним ценам с поправкой на инфляцию (“Западные чиновники завершают разработку планов по ограничению цен на нефть в России”, Reuters, 27 октября).

В конце ноября, после консультаций с трейдерами, Министерство финансов США опубликовало правила, сигнализирующие об относительно смягченном подходе к правоприменению (“Руководство по реализации политики ограничения цен”, OFAC, 22 ноября).

После обсуждений, состоявшихся в последнюю минуту, 2 декабря ограничение было установлено на уровне 60 долларов с обязательством пересматривать его к середине января 2023 года и каждые два месяца после этого (“G7 согласовывает ограничение цен на нефть”, Европейская комиссия, 3 декабря).

К тому времени, когда были объявлены подробности ограничения, оно было близко к уровню, на котором уже торговался российский экспорт сырой нефти, что сводило к минимуму влияние на потоки, по крайней мере, в краткосрочной перспективе.

Наконец, 5 декабря, в первый день ограничения, цены на нефть марки Brent уже снизились до 83 долларов за баррель (67-й процентиль за все торговые дни с 1990 года и 46-й процентиль с 2000 года), что означает, что рынок, как ожидается, останется хорошо обеспеченным.

Шестимесячный спред Brent снизился всего до 67 центов (54-й процентиль за все дни с 1990 года), что близко к его долгосрочному среднему значению и самому низкому уровню с тех пор, как в конце 2000 года были объявлены первые вакцины против коронавируса.

Предварительная конвергенция между рыночными ценами и предельным значением может рассматриваться как свидетельство того, что политики успешно направили ожидания трейдеров в сторону запланированного уровня предельного значения и / или предельный уровень был снижен до уровня, на котором рынок уже торговался.

В мае на саммите лидеров ЕС было принято решение запретить предоставление морских и страховых услуг в связи с экспортом российской нефти (“ЕС принимает шестой пакет санкций против России”, Европейская комиссия, 3 июня).

Шестой пакет санкций был направлен на усиление экономического давления на Россию и лишение ее твердой валюты для финансирования войны страны с Украиной.

Шестой пакет был нацелен на крупнейший источник иностранной валюты в России и отражал политическое разочарование ограниченным воздействием предыдущих пакетов.

Запрет на морские перевозки, по-видимому, был направлен на то, чтобы помешать экспорту российской сырой нефти и нефтепродуктов по всему миру.

Предприятия в ЕС и Великобритании являются крупными международными поставщиками морского страхования, брокерских и других услуг для нефтяной промышленности, работающей на танкерах.

Но этот пакет представлял собой серьезное превышение полномочий, поскольку он угрожал нарушить производство и поставки сырой нефти и продуктов на мировые рынки.

Учитывая отсутствие альтернативных источников поставок, запрет может привести к значительному росту цен на нефть и энергоносители не только в Соединенных Штатах и ЕС, но и в третьих странах, таких как Индия и Китай.

Ограничение было попыткой отменить запрет ЕС на морские перевозки без политически и дипломатически затруднительного подъема.

Ограничение смягчает запрет, разрешая дальнейшее предоставление морских услуг при условии, что российская нефть и нефтепродукты продаются по ценам, равным или ниже уровня ограничения.

Ограничение распространяется на продажи сырой нефти с 5 декабря и продажи продуктов переработки с 5 февраля 2023 года; уровень ограничения для продуктов переработки пока не определен.

Таким образом, российская сырая нефть и нефтепродукты будут по-прежнему поступать международным потребителям благодаря определенной комбинации соблюдения требований, уклонения от уплаты налогов

Экспорт российской нефти будет соответствовать санкциям ЕС и Великобритании в отношении морских перевозок при условии, что она продается на уровне или ниже уровней, указанных в ограничениях.

Экспортеры нефти смогут избежать санкций, если они воспользуются страховыми, брокерскими и другими морскими услугами компаний и частных лиц за пределами Соединенных Штатов, ЕС, Соединенного Королевства и их союзников.

Экспорт нефти сможет избежать санкций с помощью фиктивных документов, которые скрывают российское происхождение или неверно указывают уплаченную цену.

Подобно внутреннему налоговому администрированию и обеспечению соблюдения других международных санкций, соблюдение и уклонение от уплаты налогов являются законными путями, в то время как уклонение от уплаты налогов является незаконным и влечет за собой гражданские и уголовные наказания.

В этих обстоятельствах, Россия собрала большой флот танкеров и самостоятельно страхует некоторые суда и грузы, чтобы избежать морских санкций ЕС / Великобритании (“Россия собирает ”теневой флот» танкеров, чтобы помочь смягчить нефтяные санкции», Financial Times, 2 декабря).

Но также вероятно, что российские экспортеры также попытаются обойти ограничение цен, скрывая происхождение поставок (путем передачи с судна на судно), а также неправильно указывая отпускные цены (путем неправильного выставления счетов или незадекларированных дополнительных платежей).

Предыдущие системы санкций, направленные против экспорта нефти из Ирака, Ирана, Ливии и Венесуэлы за последние 30 лет, характеризовались широко распространенным явным уклонением от уплаты налогов и тайным уклонением от уплаты налогов.

В целом, устанавливая предельные цены на российскую нефть и нефтепродукты, официальные лица США и ЕС столкнулись с целым рядом политических вариантов и других соображений.

К ним относятся:

(a) уровень ограничения;

(b) агрессивность правоприменения;

(c) наличие альтернативных источников поставок;

(d) состояние глобального делового цикла и потребление топлива.

Глобальный деловой цикл в настоящее время замедляется, поскольку Великобритания и ЕС уже находятся в состоянии рецессии, что отчасти снижает давление на растянутые поставки нефти.

Но нет никаких замен для российского экспорта сырой нефти и продуктов ее переработки, особенно средних дистиллятов, доступных в достаточных количествах.

Поэтому политики сделали выбор в пользу относительно высокого ценового ограничения и обозначили смягченный подход к правоприменению, чтобы максимизировать российский экспорт и свести к минимуму любое влияние на мировые поставки нефти и цены.

Первоначальный пересмотр в январе 2023 года и каждые два месяца после этого позволит повышать или понижать как уровень ограничения, так и интенсивность правоприменения в зависимости от опыта и в свете меняющихся экономических условий.

Если глобальный деловой цикл укрепится и цены на нефть значительно вырастут, ограничение придется повысить, правоприменение ослабнет или, вероятно, произойдет значительное увеличение случаев уклонения от уплаты налогов.

Стимул к уклонению напрямую связан с разрывом между предельными ценами и преобладающими ценами на другие виды сырья и топлива, не подпадающие под санкции.

И наоборот, если деловой цикл ослабнет и цены на нефть упадут, появится возможность снизить ограничение или активизировать правоприменительную деятельность, что еще больше сократит доходы России.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика