25.04.2024

Мировой танкерный флот переформатируется

Санкции на экспорт нефти из Венесуэлы и Ирана, а теперь и из России, привели к возникновению прибыльной скрытой торговли нефтью, при которой менее щепетильные владельцы судов, судоходные компании и трейдеры продолжают продавать нефть, подпадающую под санкции, тем, кто готов рискнуть и купить ее.

Чем больше санкций, тем больше возможностей для теневой наживы

Эмбарго ЕС на импорт российской сырой нефти и ограничение цен на российскую нефть, действующие с 5 декабря, приведут к дальнейшему увеличению незаконных поставок нефти в страны за пределами ЕС и G7, которые не присоединились к так называемой Коалиции по ограничению цен.

Считается, что Россия уже накапливает “темный флот” танкеров для доставки своей нефти вне режима ограничения цен, и у нее есть сценарии Ирана и Венесуэлы, из которых можно извлечь выгоду и продолжать экспортировать большие объемы своей нефти и продуктов.

Россия может использовать испытанную тактику маркировки нефти как полученной из других источников, отключения транспондеров танкеров и даже фальсификации местоположения танкеров с помощью данных Автоматической идентификационной системы (AIS), чтобы скрыть действия, происходящие за сотни миль от ложных данных о местоположении.

Используя различные тактики подделки, производители и продавцы нефти, попавшей под санкции, по-прежнему могут продавать свою продукцию покупателям, которые рады получить нефть со значительной скидкой.

Но не все покупатели, особенно те, кто находится в юрисдикциях со строгим контролем, таких как США, склонны отбрасывать опасения и «красные флажки» по поводу происхождения груза.

Другие покупатели, особенно независимые китайские нефтеперерабатывающие заводы, остаются невозмутимыми, поскольку их приоритетом является покупка дешевой нефти и получение хорошей прибыли от ее переработки.

Китай, крупнейший в мире импортер нефти, продолжает покупать иранскую и венесуэльскую нефть, часто маскируемую под нефть из Малайзии или Омана, как показали различные аналитические отчеты и расследования за последние несколько лет.

Однако за пределами Китая покупатели опасаются попасть под санкции и, как правило, стараются избегать таинственной сырой нефти подозрительного происхождения.

Одним из таких недавних случаев было предложение покупателям в районе Хьюстона, сердце нефтеперерабатывающей промышленности на побережье Мексиканского залива США.

Трейдер Джонатан Племел из Sidewalks Holdings недавно предложил тяжелую нефть, документально подтвержденную как поступающую из Мексики, которая, однако, предлагалась с огромной скидкой в 30 долларов за баррель по отношению к американскому эталону.

Потенциальные покупатели отказались от предложения, потому что, каким бы дешевым и заманчивым оно ни выглядело, они были обеспокоены происхождением, сомневаясь, что оно действительно из Мексики, сообщило на этой неделе агентство Bloomberg со ссылкой на Племела и других торговцев в районе Хьюстона, к которым обращались с аналогичными привлекательными предложениями в прошлом году.

Племель сообщил агентству Bloomberg, что не может быть уверен в происхождении сырой нефти и не может ответить на многие вопросы потенциальных покупателей

“Может ли нефть потенциально поступать из заброшенных скважин в Мексике? Из Венесуэлы? Честно говоря, я не могу сказать.”

Венесуэла использует фальшивые документы и танкеры, связанные с Ираном и известные тем, что в прошлом перевозили иранскую нефть, подпадающую под санкции, показало недавнее расследование агентства Reuters.

Расследование показало, что Венесуэла продает нефть китайским нефтеперерабатывающим заводам, выдавая ее в документах за малайзийскую нефть.

Малазийские воды также печально известны тем, что их перевозят с судна на судно и смешивают сырую нефть, чтобы скрыть истинное происхождение иранской и венесуэльской нефти.

В этом году китайские таможенные данные порой показывали такое количество импорта из Малайзии, что аналитики и наблюдатели полагают, что Китай продолжает импортировать нефть, подпадающую под санкции, выдаваемую за поступающую из Омана или Малайзии.

В прошлом месяце независимые нефтеперерабатывающие заводы Китая импортировали рекордные объемы иранской нефти, которые выдавались за поступающие из Малайзии, Омана или других стран, согласно данным отслеживания танкеров Vortexa, цитируемым Reuters.

Аналитики уверены, что Россия также будет все чаще прибегать к методам обхода санкций, таким как маскировка своей нефти или ввод в заблуждение данных о местоположении.

Россия уже собрала крупный “теневой флот” танкеров для доставки своей нефти за пределы предельных цен и копирует некоторые методы, используемые Ираном и Венесуэлой, которые входят в список “дружественных” Москве стран.

В прошлом году было обнаружено, что танкеры, перевозящие венесуэльскую нефть, фальсифицируют свои позиции, а этим летом танкер под российским флагом в Средиземном море был пойман на фальсификации своих АИС, показали исследования Global Fishing Watch и SkyTruth на ушедшей неделе.

Расследование перемещений российского танкера «Капитан Щемилкин» показало, что судно изменило свой сигнал, чтобы показать – ложно – что оно огибает побережье Греции, в то время как на самом деле судно направлялось в районы вблизи Мальты и Кипра.

“Это оказалось бы первым обнаружением танкера под российским флагом, передающего ложные координаты, и это может быть первым из многих”.

Поскольку западные судовладельцы и компании, предоставляющие морские услуги, избегают российской нефти, чтобы не попасть под санкции или не нанести ущерб своей репутации, новые компании прыгнули в пустоту и скупают старые танкеры, которые обычно можно было бы сдать на слом.

В последние месяцы греческие и норвежские владельцы продали устаревшие танкеры по рекордным ценам покупателям с Ближнего Востока и Азии, которые воспользовались заоблачными ценами на фрахт судов, желающих поставлять российскую нефть в Индию и Китай.

Солидные операторы, такие как Fractal Shipping, управляющие швейцарским финансовым центром в Женеве, пожинают плоды.

Менее чем за год Fractal собрала флот из 23 нефтеналивных танкеров, недавно купленных владельцами в Дубае. Большинство перевозит российскую нефть из портов Балтийского и Черного морей в Азию, показало отслеживание судов Refinitiv Eikon.

Исполнительный директор Матье Филипп подтверждает, что он выдвинул идею Fractal год назад, сделав ставку на то, что мировой танкерный флот растягивается и что стоимость судов и фрахтовые ставки неизбежно вырастут с пандемических минимумов.

Но к середине этого года новые судовладельцы, известные как принципалы, начали просить его заняться российским нефтяным бизнесом.

«В августе и сентябре нам дали много танкеров. Наши руководители хотели прийти в бизнес ради российских возможностей», — сообщил репортеру Reuters ветеран судоходной отрасли.

Крупные западные нефтяные компании обычно прекращают использовать танкеры, когда им исполняется около 15 лет, и многие из них будут списаны.

Флот Fractal, между тем, полностью состоит из старых судов в возрасте от 13 до 19 лет.

Поскольку новые участники стремятся получить долю в российском бизнесе, цены на подержанные нефтяные танкеры резко возросли, особенно на суда Aframax, которые могут перевозить до 600 000 баррелей — стандартный размер, используемый для погрузки сырой нефти в российских портах Балтии.

По данным оценочной компании VesselsValue, цена на 20-летние Aframaxes подскочила на 86% с 11,8 миллионов долларов на 1 января до 22 миллионов долларов сейчас.

На данный момент в этом году было зарегистрировано 148 продаж Aframax, что на 5% больше, чем за аналогичный период 2021 года, сообщает VesselsValue.

Исследование судового брокера Clarksons показало, что за первые 11 месяцев 2022 года было продано больше танкеров, чем за весь предыдущий год, а продажи в октябре установили новый месячный рекорд в 76 единиц.

Вплоть до 5 декабря не было западных санкций на транспортировку российской нефти на азиатские рынки, поэтому Fractal и другие управляющие компании не нарушали никаких правил.

Однако, чтобы избежать потенциальных ловушек, Филипп указывает, что Fractal не имеет дела ни с какими российскими компаниями.

По его словам, это также было бы неприемлемо для западных банков, финансирующих морскую торговлю.

Европейский союз запретил весь морской импорт российской нефти с 5 декабря, а в феврале последует запрет на импорт топлива.

Он также запретил компаниям и частным лицам в блоке предоставлять финансовые, брокерские, транспортные и страховые услуги для доставки российской нефти в другие страны, если цена на нефть была куплена выше предельной цены в 60 долларов за баррель, которая вступила в силу в минувший понедельник.

Чтобы новые санкции ЕС не привели к остановке экспорта российской нефти на миллионы баррелей в день и росту мировых цен на топливо, богатые страны «Большой семерки» (G7) смягчили их последствия, разрешив экспорт ниже предельного уровня в 60 долларов за баррель.

Цель плана — сократить экспортную выручку России, но сохранить поставки нефти на плаву.

Соглашение о предельной цене означает, что такие компании, как Fractal, могут продолжать поставки российской нефти без каких-либо проблем, пока сделки находятся ниже предельной цены.

В то же время, Владимир Путин неоднократно заявлял, что не будет продавать нефть ниже нового ценового предела, в то время как два крупнейших покупателя России, Китай и Индия, не обещали соблюдать этот предел.

Новые судовладельцы, желающие перевозить российскую нефть, наживаются на этом.

«Суда, зарабатывающие 80 000 долларов в день в Средиземном море, могут зарабатывать 130 000 долларов в день, если они перевозят российскую нефть», — делится информацией анонимный судовой брокер.

По словам Омара Нокты, аналитика инвестиционного банка Jefferies, владельцы танкеров могут зарабатывать более 100 000 долларов в день на отдельных рейсах.

«Хотя еще предстоит выяснить, как в конечном итоге повлияет ограничение цен на российский экспорт, ясно то, что танкерный флот растягивается и преодолевает все большие расстояния», — сказал он.

В настоящее время все больше танкеров используется для рейсов, длящихся неделями, перевозя российскую нефть из Балтийского и Черного морей в Азию, в то время как ранее российская нефть продавалась в основном в Европе, и рейсы занимали всего несколько дней.

Например, танкер Charvi, управляемый компанией Fractal, загрузил сырую нефть в российском балтийском порту Приморск в середине сентября, прежде чем отправиться на разгрузку в Сикку, Индия.

Танкер, ранее принадлежавший норвежской Viken Shipping под названием Storviken, ранее никогда не заходил в российский порт, свидетельствуют данные Refinitiv Eikon за 2010 год.

Аналогичным образом, другой танкер Daphne V, ранее принадлежавший Viken Shipping, а теперь управляемый Fractal, зашел в Приморск 11 ноября впервые с начала войны на Украине и направляется к Суэцкому каналу по пути в Азию.

Танкер назывался «Кронвикен» до того, как он перешел из рук в руки.

Viken Shipping заявила, что не продавала суда российским владельцам, но отказалась назвать имена покупателей.

Судовой брокер Braemar подсчитал, что около 120 из 212 танкеров, проданных вероятным российским покупателям в этом году, рассматривали сделки с российской сырой нефтью, в то время как в прошлом году практически не было продаж покупателям, участвующим в транспортировке российской нефти.

Все большее число судов зарегистрировано на неизвестных владельцев, и утилизация старых танкеров практически прекратилась.

Тем ни менее, растущий риск перевозки российской нефти привел к резкому росту доходов танкеров от погрузки грузов после 5 декабря.

Это уже полностью отражается на ценах на сырую нефть марки Urals.

После 24 февраля, множество новых трейдеров продавали российскую нефть покупателям в Азии, в то время как традиционные компании ушли. К ним относятся такие компании, как Coral Energy, Wellbred и Montfort.

Предприятия, торгующие из Дубая без связей с ЕС, не подпадают под санкции блока, но все равно будут нуждаться в ключевых услугах, таких как страхование и финансы.

Министерство финансов США предоставило некоторые рекомендации о том, как будет действовать ограничение, но остаются вопросы по его применению.

Покупатели должны предоставить документы, такие как счета-фактуры, судоходным компаниям или страховщикам, чтобы показать, что они придерживались ограничения, но, по сути, это будет сводиться к самоконтролю, без каких-либо штрафных санкций для поставщиков транспортных услуг, если они действовали добросовестно.

Вместе с тем, темный флот, на долю которого, по данным Trafigura и других источников в судоходной отрасли, приходится около 10% мировых нефтяных танкеров, помогал Ирану обходить эмбарго США на протяжении большей части десятилетия, а Венесуэле — с 2019 года.

И сейчас, по меньшей мере 21 танкер, перешел на перевозку российской нефти после того, как ранее использовался для поставок из Ирана, сообщила Клэр Юнгман, глава штаба американской правозащитной группы United Against Nuclear Iran (UANI), которая отслеживает движение танкеров, связанных с Ираном, с помощью судового и спутникового слежения.

Из этих судов, не менее четырех, сменили владельца за последние месяцы.

Судовой брокер Braemar также сообщил, что некоторые суда, участвующие в перевозке иранской и венесуэльской нефти, переходят на транспортировку российской нефти.

По оценкам, так называемый теневой флот, перевозивший нефть из этих двух стран, а некоторые из них также для России, состоял из 107 «Афрамаксов», 65 более крупных «Суэцмаксов» и 82 VLCC (очень крупных перевозчиков сырой нефти).

«Вместо одного оптимизированного флота у вас теперь есть два отдельных оптимизированных флота», — жалуется Кристиан М. Ингерслев, исполнительный директор датской компании Maersk Tankers.

«Если санкции постоянно корректируются, компаниям, соблюдающим санкции, становится очень трудно идти на риск, потому что они не знают, что произойдет завтра», — считает он.

Таким образом, остается множество вопросов без ответов, которые будут определять влияние мер на рынок нефти, включая глубину неевропейских страховых рынков, желание некоторых владельцев танкеров участвовать в торговле с Россией и то, насколько эффективным может быть соблюдение ограничений.

И хотя китайские власти еще не признали российскую страховку, заявил на прошлой неделе заместитель министра транспорта России, однако Индия и Турция признают.

Индийский нефтеперерабатывающий завод ранее заявлял, что Россия страхует свои поставки сырой нефти.

Вице-премьер Александр Новак заявил на прошлой неделе, что план может привести к значительным рискам для сырьевых рынков, включая рыночный дефицит, но министр иностранных дел Сергей Лавров сообщил в минувший четверг, что Россия продолжит вести переговоры со своими партнерами “напрямую” о ценах на продажу сырой нефти, отметив, что “всегда существует элемент баланса интересов”, в том числе по ценам.

Это оставляет России возможность снижать продажи ниже предельного уровня, утверждая, что это не имеет значения.

Страны, которым Россия в настоящее время продает товары, не присоединились к ограничению, но США и союзники надеются, что они будут использовать его в качестве рычага для получения скидок.

Кроме того, множество стран продолжают импортировать нефть из России по трубопроводу «Дружба», крупнейшему в Европе, в то время как до 1,5 млн баррелей нефти из Казахстана в день отгружается с терминала, расположенного недалеко от российского порта Новороссийск. Они не запрещены. Существует также скидка на казахстанскую нефтяную смесь CPC, которая экспортируется из российского порта.

У Болгарии есть исключение, которое позволяет ей продолжать импортировать сырую нефть из-за ее “специфического географического воздействия”, согласно шестому пакету санкций ЕС.

Наряду с этим Япония получила льготу на нефть, добытую в рамках проекта «Сахалин-2», предназначенную для Японии.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика