В ноябре 2022 года Азербайджан, Грузия, Казахстан и Турция подписали дорожную карту для дальнейшего развития ТМТМ – Транскаспийского международного транспортного маршрута, известного, как «Средний коридор».
В июне 2023 года Азербайджан, Грузия и Казахстан договорились о создании единого логистического оператора для эффективного управления грузопотоками из Китая в Европу.
Маршрут проходит через Казахстан по железнодорожному маршруту через Достык или Хоргос/Алтынколь, затем по железной дороге до порта Актау, далее через Каспийское море до порта Баку, пересекает Азербайджан и Грузию для конечного следования грузов в Европу.
В 2023 году Казахстан впервые отгрузил нефть по ТМТМ, закачав ее в трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан в соответствии с соглашением между “КазМунайГазом” и азербайджанской нефтегазовой компанией SOCAR.
Поставки составили около миллиона тонн казахстанской нефти.
Между тем, по мнению регионального директора Всемирного банка по Южному Кавказу Роланды Прайс, «Средний коридор» в состоянии утроить объемы перевозки грузов к 2030 году до 11 миллионов тонн по сравнению с уровнем 2021 года, и вдвое сократить время в пути.
В то же время отмечается нестабильность работы коридора, которая вызвана массой причин.
Одной из них является бюрократия и непрозрачность ценообразования на трансграничных стыках, слабая цифровизация проекта, отсутствие твердой предсказуемости в отношении времени доставки грузов.
Более того, операторы сталкиваются с растущей нехваткой подвижного состава и проблемами на стыке железных дорог и портов.
Следует также учитывать трудности в координации работ из-за участия нескольких железных дорог, портов, судоходных линий и таможенных служб в каждой стране транзита.
Разумеется, ни о каком прогрессе и речи быть не может без солидных инвестиций.
В своем недавнем исследовании Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) пришел к выводу, что для развития ТМТММ необходимы вложения в размере почти 18,5 миллиардов евро (20 миллиардов долларов США).
При таких запросах, российским предпринимателям и их коллегам из СНГ, специализирующихся на ВЭБ, не стоит рассчитывать на эффективное использование этого канала транспортировки грузов на горизонте трех- пяти лет.