17.09.2024

Морские порты Грузии не помеха развитию Среднего коридора – тормозят партнеры

В ноябре 2022 года Азербайджан, Грузия, Казахстан и Турция подписали дорожную карту для дальнейшего развития ТМТМ – Транскаспийского международного транспортного маршрута, известного, как «Средний коридор».

Китайцы строят в Грузии глубоководный порт Анаклия, рассчитывая на загрузку “Среднего коридора”

В июне 2023 года Азербайджан, Грузия и Казахстан договорились о создании единого логистического оператора для эффективного управления грузопотоками из Китая в Европу.

Маршрут проходит через Казахстан по железнодорожному маршруту через Достык или Хоргос/Алтынколь, затем по железной дороге до порта Актау, далее через Каспийское море до порта Баку, пересекает Азербайджан и Грузию для конечного следования грузов в Европу.

В 2023 году Казахстан впервые отгрузил нефть по ТМТМ, закачав ее в трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан в соответствии с соглашением между “КазМунайГазом” и азербайджанской нефтегазовой компанией SOCAR.

Поставки составили около миллиона тонн казахстанской нефти.

Между тем, по мнению регионального директора Всемирного банка по Южному Кавказу Роланды Прайс, «Средний коридор» в состоянии утроить объемы перевозки грузов к 2030 году до 11 миллионов тонн по сравнению с уровнем 2021 года, и вдвое сократить время в пути.

В то же время отмечается нестабильность работы коридора, которая вызвана массой причин.

Одной из них является бюрократия и непрозрачность ценообразования на трансграничных стыках, слабая цифровизация проекта, отсутствие твердой предсказуемости в отношении времени доставки грузов.

Более того, операторы сталкиваются с растущей нехваткой подвижного состава и проблемами на стыке железных дорог и портов.

Следует также учитывать трудности в координации работ из-за участия нескольких железных дорог, портов, судоходных линий и таможенных служб в каждой стране транзита.

Разумеется, ни о каком прогрессе и речи быть не может без солидных инвестиций.

В своем недавнем исследовании Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) пришел к выводу, что для развития ТМТММ необходимы вложения в размере почти 18,5 миллиардов евро (20 миллиардов долларов США).

При таких запросах, российским предпринимателям и их коллегам из СНГ, специализирующихся на ВЭБ, не стоит рассчитывать на эффективное использование этого канала транспортировки грузов на горизонте трех- пяти лет.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика