Согласно последним данным Балтийской биржи в Лондоне, ежедневная прибыль относительно небольших танкеров, доставляющих очищенное топливо в Атлантический океан, выросла примерно на 280% на этой неделе, достигнув 41 968 долларов. Только 9 февраля фрахтовые ставки выросли на 58%, что стало крупнейшим однодневным приростом с конца 2021 года.
Зафиксированный всплеск отчасти вызван разделением флота: одни танкеры обслуживали интересы Москвы, а другие – международный рынок.
Иначе говоря, санкции стали палкой о двух концах.
– Российские объемы продолжают поступать более или менее с той же скоростью, и отвлекают большой тоннаж, – отмечает Ларс Бастиан Остеренг, аналитик Arctic Securities.
“В конечном счете, всплеск показывает, что спрос довольно хороший, а фундаментальные показатели сильные”.
После введения ценового лимита на российскую нефть теневой танкерный флот пополнился на 600 судов, помогающих России поддерживать поставки нефти, что в свою очередь привело к сокращению тоннажа, обслуживающего других экспортеров нефти.
Как следствие, повысились фрахтовые ставки на танкеры продуктовозы.
Схожим разом ситуация развивается после введения ЕС 5 февраля этого года запрета на импорт российских нефтепродуктов.
До указанной даты, трейдеры Еврозоны постарались максимально затариться нефтепродуктами нефтепродуктов из других стран, что привело к дефициту тоннажа и в без того в малом танкерном флоте.
Сейчас, по мере роста покупок в других местах, цены на фрахт стремительно растут.
При этом, суда, отправляющиеся из Европы в Западную Африку, показали самый большой ежедневный прирост.
Вместе с тем, переориентация некоторых танкеров на российские порты внести дополнительный дизбаланс.
– Мы слышим, что многие суда внезапно были исключены из списков тоннажа и направлены в сторону России, – отмечает Эйрик Хаавальдсен, аналитик по судоходству в Pareto Securities AS в Осло.
В создавшейся ситуации неудивительно, что вслед за фрахтовыми ставками наблюдается рост цен на судовое топливо.