Для предпринимателей, занятых в индустрии внешней торговли и морских перевозок, полезно отдельно ознакомиться с наполнением 11-го пакета санкций, принятого Советом ЕС 23 июня 2023 года.
С 24 июля 2023 года будет запрещено предоставлять доступ к портам и шлюзам ЕС судам, осуществляющим перевалки грузов с судна на судно (STS), если у компетентного органа государства – члена ЕС есть разумные основания в этом подозревать судовладельца.
Правило действует также, если судно, либо нарушает запрет на импорт российской морской продукции, либо поставляет сырую нефть и нефтепродукты в ЕС или транспортирует российскую сырую нефть или нефтепродукты с нарушением соответствующего предельного уровня цен.
Запрет распространяется на все суда, независимо от их флага регистрации, и на любые передачи STS, осуществляемые в любой точке рейса в порт или шлюз в ЕС.
В любом случае судам будет запрещен доступ к портам и шлюзам в ЕС, если они не уведомят компетентный орган государства – члена ЕС, в котором судно запрашивает доступ к порту/шлюзу, по крайней мере за 48 часов о передаче STS, происходящей в пределах исключительной экономической зоны государства – члена ЕС Государства или в пределах 12 морских миль от базовой линии побережья этого государства – члена ЕС. Аналогичные запреты применяются к судам, подозреваемым в перевозке российской сырой нефти и нефтепродуктов, которые незаконно вмешиваются, отключают или делают неработоспособной их судовую автоматическую идентификационную систему (AIS) в нарушение правила SOLAS V/19, пункт 2.4. Предусмотрены исключения, позволяющие таким судам заходить в порты и шлюзы на территории Российской Федерации, а также ЕС в случаях возникновения проблем с безопасностью, экологией и по другим гуманитарным причинам.
ЕС распространил запрет на перевозку товаров в ЕС автомобильным транспортом на прицепы и полуприцепы, зарегистрированные в России, в том числе при перевозке грузовиками, зарегистрированными за пределами России.
11-пакет санкций предусматривает новый инструмент борьбы с обходом санкций, который позволяет ЕС ограничивать продажу, поставку, передачу или экспорт определенных санкционных товаров и технологий в определенные третьи страны, юрисдикции которых, как считается, подвергаются постоянному и особенно высокому риску обхода.
“Инструмент борьбы с обходом” будет использоваться в качестве исключительной и крайней меры, только в том случае, если другие индивидуальные меры и разъяснительная работа ЕС с заинтересованными третьими странами окажутся недостаточными для предотвращения обхода.
Такие меры могут включать индивидуальные обозначения или другие меры, такие как добавление юридических лиц в Приложение IV к Регламенту (ЕС) № 833/2014.
Кроме того, 11-й пакет расширяет список запрещенных товаров, которые могли бы способствовать технологическому совершенствованию сектора обороны и безопасности России, включив в него электронные компоненты, полупроводниковые материалы, оборудование для производства и тестирования электронных интегральных схем и печатных плат, прекурсоры энергетических материалов и прекурсоры химического оружия, оптические компоненты, навигационные приборы, металлы, используемые в оборонном секторе и морском оборудовании.
Новые санкции еще более ужесточают экспортные ограничения, требуя от импортеров подпадающих под санкции товаров из железа и стали, перечисленных в приложении XVII к Постановлению Совета 844/2014, которые были обработаны в третьей стране, доказать, что используемые материалы поступают не из Российской Федерации.
Пакет также расширяет двустороннее и многостороннее сотрудничество с третьими странами, чтобы препятствовать обходу санкций, добавляя запрет на транзит определенных чувствительных товаров, экспортируемых из ЕС в третьи страны.
Это означает, что запрещен транзит через территорию России товаров и технологий, которые могут способствовать военно-техническому усилению России или развитию сектора обороны или безопасности, а также товаров и технологий для использования в авиационной или космической промышленности, включая реактивное топливо и присадки к топливу, которые были экспортированы. из ЕС в третьи страны.
Анализируя положения 11-го пакета санкций ЕС, следует учесть, что временное исключение, предоставленное Германии и Польше в отношении поставок сырой нефти из России по северному участку нефтепровода “Дружба”, прекратило действие 23 июня 2023 года. Однако нефть, которая добывается в Казахстане или другой третьей стране, сможет продолжать транзит через Россию и импортироваться в ЕС по нефтепроводу “Дружба”.
Освобождение в отношении проекта “Сахалин-2” (“Сахалин-2”), расположенного в России, будет продлено до 31 марта 2024 года для обеспечения потребностей Японии в энергетической безопасности. Чтобы гарантировать надлежащее техническое обслуживание и эксплуатацию инфраструктуры Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), были введены определенные целенаправленные отступления от существующих запретов на продажу, поставку, передачу или экспорт определенных товаров или технологий, включая предоставление соответствующего финансирования или финансовой помощи, которые строго необходимы для этой цели. подчиняется строгим условиям, чтобы избежать риска обхода.
В целом, торговля ЕС с участием России в настоящее время подвержена значительным правовым ограничениям.
Участникам ВЭД напоминается, что страховое покрытие недоступно для торговли, которая нарушает применимые санкции, и рекомендуется провести тщательную проверку сторон, грузов и торговли, прежде чем вступать в торговлю с Россией, через Россию или из России.
Оригинал статьи здесь.