Не все страны созданы равными. Геополитика вращается вокруг власти – ее приобретения, обслуживания и потерь относительно других стран. Степень влиятельности страны зависит от имеющихся у нее ресурсов, проблем, которые она должна преодолеть, ограничений, которые мешают ее способности действовать.
Некоторые страны просто изначально в более выигрышном положении, чем другие. Остальные должны играть теми картами, которые им выпали судьбой или точнее исторически.
При этом, относительно более слабые страны по-прежнему придерживаются тех же геополитических принципов, что и их более сильные коллеги, что означает, что они все еще могут формировать поведение других стран, хотя и в гораздо меньших масштабах.
Парагвай является тому примером.
Расположенный между континентальными гигантами Аргентиной и Бразилией, Парагвай остается маргинальным в плане международной глобальной силы.
Здесь проживает чуть более 7 миллионов человек, и его площадь составляет около 407 000 квадратных километров.
Экономика Парагвая сильно зависит от состояния сельского хозяйства и весьма незначительной сферы производства.
В 2019 году валовой внутренний продукт страны достиг 38,15 млрд долларов США, что составляет 0,03 процента мировой экономики.
Экспорт не превысил 35% ВВП, чуть более половины которого – в основном соевые бобы и связанные с ними продукты, минеральное топливо и мясо, потребляемые исключительно соседней Бразилией.
По мере выхода Парагвая из пандемии коронавируса, как и более могущественные страны, он сталкивается с теми же проблемами — ростом безработицы, тревожными настроениями небогатого населения при том, что с приходом к власти президента Марио Абдо Бенитеса страна встала на путь реформ.
Сейчас, на фоне проблем своих соседей—от финансового кризиса в Аргентине до политических потрясений в Бразилии и Боливии—Парагвай выделяется своей относительной стабильностью, демонстрируемой на протяжении последних нескольких лет.
С начала 2000-х годов иностранные инвестиции увеличились во всех секторах, и страна, несмотря на некоторые потрясения, продолжала свою демократическую консолидацию.
Ранее в этом году Фонд наследия, консервативный аналитический центр, базирующийся в Вашингтоне, назвал Парагвай “новым предпочтительным партнером Соединенных Штатов в Южной Америке”, восхваляя его “устойчивое стремление к экономической либерализации и большей прозрачности в правительстве”.
Большинство парагвайцев, между тем, будут утверждать, что до прозрачности еще далеко, как и с кардинальным искоренением проявлений коррупции.
И все же, в недавнем докладе американского общества и Совета Америк (AS/COA) по контролю рисков Парагвай занял 12-е место из 15 стран Латинской Америки по своему потенциалу борьбы с коррупцией и последнее место по борьбе с преступностью белых воротничков.
Президент Парагвая Марио Абдо Бенитес вступил в должность в 2018 году именно на антикоррупционной платформе, пообещав, что “коррупционерам пощады не будет”.
Однако его предвыборные обещания полностью не сбылись: только 10,2 процента парагвайцев, опрошенных в 2019 году, считают, что коррупция снизилась при администрации Абдо.
Прошлогодняя закрытая сделка с Бразилией по продаже энергии с плотины Итайпу даже поставила президента Абдо на грань импичмента: политические маневры, последовавшие за этим, оставили ученых мужей спекулировать на том, что администрация скомпрометирована повесткой дня Орасио Картеса, предшественника Абдо.
Как обычно, государству не хватает не только потенциала, но и политической воли искоренить коррупцию.
Высокопоставленных политиков преследовали за границей, а не внутри страны.
В ноябре прошлого года ФБР арестовало бывшую парагвайскую конгрессвумен в Нью-Джерси за отмывание денег. В том же месяце прокуратура Лава-Жато в Бразилии выдала ордер на арест бывшего президента Картеса по подозрению в причастности к отмыванию денег и «откатным» схемам.
В последние месяцы наблюдаются еолебания в борьбе с коррупцией.
В апреле, когда опасения пандемии усилились, Министерство здравоохранения закупило некачественные медикаменты у подрядчиков, принадлежащих парагвайскому бизнесмену, тесно связанному с политическими кругами в высших эшелонах власти.
А в июне нижняя палата парламента Парагвая приняла вопиющий закон, позволяющий уходить от наказания депутатам, фальсифицирующих показания под присягой.
Вето президента Абдо на этот законопроект было встречено бурными аплодисментами, как и решение Высшего суда страны о предоставлении открытого доступа к устным и письменным заявлениям правительственных чиновников, приведенным под присягой.
В постановлении были опубликованы тысячи аффидевитов и финансовых отчетов, датируемых 1998 годом, касающихся должностных лиц муниципалитетов, национальных министерств, двухнациональных образований и других правительственных органов.
По мере того как журналисты теперь анализируют эти документы и сообщают о прошлых доходах и сделках избранных должностных лиц, растет причина для активизации антикоррупционного движения.
Каттья Гонсалес, конгрессмен от левоцентристской партии Encuentro Nacional (PEN), стала ведущим «локомотивом» за реформы.
Недавно она призвала президента Абдо сократить чрезмерные льготы, предоставляемые государственным чиновникам, уделять приоритетное внимание здравоохранению и образованию, направить субсидии на отдельные государственные услуги и добиваться более радикальных изменений, таких как структурная перестройка двухпалатного законодательного органа.
В 2019 году Сьюдад-дель—Эсте-второй по величине город Парагвая и экономическое сердце региона Тройной границы—избрал Мигеля Прието мэром.
Гражоначальник Прието, первый независимый человек, возглавивший город, проводил кампанию по реформированию муниципалитета под управлением партии Колорадо с момента его основания во время диктатуры Альфредо Стросснера.
В мае этого года, после того как был раскрыт заговор колорадского истеблишмента с целью убрать Прието, жители массово вышли на улицы, чтобы выразить поддержку Прието.
Как правило, парагвайцы в пограничных странах от Сьюдад-дель-Эсте до Сальто-дель-Гуайра и Педро-Хуана Кабальеро могут позволить себе закрывать глаза на внутреннюю политику; средства к существованию обеспечиваются ежедневными сделками с Бразилией, а не Асунсьоном.
Однако пр карантине и закрытой границе жителям не остается ничего другого, кроме как полагаться на государственную поддержку.
Под зонтиком коррупции скрывается политическая культура, способствующая дорогостоящей неэффективности.
Эти издержки возрастают по мере того, как пандемия превращает государство во все более активного экономического субъекта.
В марте президент Абдо сослался на” закон О чрезвычайном положении”, позволивший государству взять на себя дополнительный долг—примерно 5 процентов ВВП—для финансирования возросших расходов и приостановки различных налоговых и коммунальных платежей.
Ресурсы направляются на несколько государственных программ, ориентированных на малый бизнес и неформальных работников. Одна из них, Fogapy, предоставляет государственные гарантии финансовым учреждениям, облегчая кредитование малого и среднего бизнеса.
Хотя большая государственная поддержка превратила ранее недоиспользуемую инициативу в важный механизм восстановления, она остается недоступной для многих неформальных предприятий.
Администрация Абдо также запустила Pytyvõ, программу трансфертных платежей, ориентированную на самозанятых работников.
Заявителям были выплачены две выплаты в размере 80 долларов США, а в настоящее время ведется подготовка к третьей выплате.
Хотя программа «Пытыво» помогла более чем миллиону парагвайцев, он подчеркивает трудности обеспечения благосостояния в экономике с высоким уровнем неформальной занятости.
Субсидиции остаются недостаточными по размеру и масштабу, чтобы смягчить последствия строгого карантина.
Чтобы преодолеть этот разрыв, общины организуют общественные пикники и доставку пакетов медицинских услуг, чтобы накормить наиболее уязвимых.
Опора на такие волонтерские сети подчеркивает ограниченность возможностей государства.
Высокий уровень самозанятых в Парагвае не только препятствует способности государства обеспечить эффективное благосостояние во время пандемии, но и решить проблему неравенства в долгосрочной перспективе.
Из 3,5 миллионов экономически активных работников в Парагвае менее 900 000 платят налоги.
Хотя в начале 2020 года вступили в силу новые нормативные акты, упрощающие Налоговый кодекс и увеличивающие годовой доход на прогнозируемые 350 миллионов долларов, эти изменения далеко не дотягивают до цифр, намеченных реформой.
Эта система остается в значительной степени регрессивной и сильно влияет на неравенство.
По данным ОЭСР, отношение налогов к ВВП Парагвая составляет 14 процентов—третий по величине показатель в Латинской Америке и ниже среднего показателя по региону в 23,1 процента.
Страна добилась значительного прогресса за последнее десятилетие, но ее индекс Джини выше, чем в среднем по Латинской Америке, и значительно выше показателей стран Южного конуса-Аргентины и Уругвая. Он также превосходит уровень Чили, где в прошлом году протесты были сосредоточены на недовольстве неравенством и побудили провести плебисцит для новой национальной Конституции.
Хотя низкая налоговая ставка (НДС-10%) Парагвая предполагает, что есть место для тщательно выверенной прогрессивной реформы, более высокие налоги остаются политически неосуществимыми, если электорат продолжает воспринимать коррумпированное и непрозрачное государство.
В апреле законодатели предложили повысить налог с продаж алкогольных и сладких напитков; его авторы написали законопроект “с учетом чрезвычайной ситуации в области здравоохранения и необходимости предоставления больших ресурсов [Министерству здравоохранения] в виду.”Законопроект, наряду с другими предложениями по повышению налогов на потребление табака и некоторые виды экспорта сои—предмет широкого обсуждения в последние годы—был отклонен большинством Конгресса.
Без увеличения доходов правительство может взять на себя больше долгов, чтобы оплатить государственные расходы вслед за пандемией.
Отношение долга страны к ВВП, хотя и относительно низкое для региона – 29,7 процента, – поднялось до самого высокого уровня за последние 16 лет.
Почти 85 процентов этого долга было сформировано на международном рынке.
В апреле Парагвай выпустил облигации инвестиционного уровня на сумму 1 миллиард долларов для финансирования первоначального ответа COVID-19.
Министр финансов Бениньо Лопес заявил, что дополнительные долги могут быть привлечены для финансирования дальнейших чрезвычайных расходов.
Тем временем администрация Абдо продолжает свои обязательства по расходованию средств на инфраструктуру, строительству мостов, прокладке дорог и созданию транспортных сетей, включая двухполосный маршрут через Чако, которые обещают окупиться в ближайшие десятилетия.
Некоторые исследователи и политики выступают за более амбициозную стратегию развития энергоемких отраслей промышленности, использующих преимущества парагвайского избытка гидроэлектроэнергии, в то время как другие предлагают стимулы для преобразования государственного жилья, особенно в столичном регионе, где разрастание городов привело к созданию недоступных и неустойчивых моделей жилищного строительства.
Инвестиции в образование также просрочены: в последние годы Парагвай тратил на образование 3,3 процента ВВП (в среднем за 2013-2016 годы), что значительно меньше, чем Бразилия (6,0 процента), Аргентина (5,5 процента), Чили (4,9 процента) и Уругвай (4,8 процента).
Вывод заключается в том, что реформа требует более широких общественных обязательств, которые остаются несостоятельными до тех пор, пока правительство не продемонстрирует свою приверженность борьбе с эндемичной коррупцией.
Устойчивые усилия по борьбе с коррупцией на различных уровнях государственного управления могут постепенно обеспечить доверие общественности к увеличению расходов и открыть окно для более инклюзивной бюджетной политики.
Оставшиеся три года президентства Абдо будут заняты борьбой с пандемией и восстановлением здоровья, но его предвыборное обещание бороться с коррупцией не должно быть потеряно в шуме.
Транспарентное государство по-прежнему имеет решающее значение для благосостояния Парагвая после пандемии, так как другого пути, как активное привлечение иностранных инвестиций и передовых технологий, нет.
В плане иммиграции Парагвай твердо удерживает позиции весьма перспективного региона.
Профессионалы здесь всегда могут рассчитывать на работу, на комфортное ведение собственного бизнеса, на доброжелательность населения, великолепный климат и красивые города.
Заинтересованным лицам Бюро «Инфотекст» поможет в релокации в Парагвай.