29.03.2024

Порт Курык — это курок взведенный над Новороссийском

Сегодня почти 100% казахской нефти должно проходить через территорию России, чтобы попасть на международные рынки. В целях снижения зависимости от настроений «Новороссийска», правительство Казахстана намерено осуществить строительство экспортного нефтяного терминала в порту Курык.

Целью проекта является увеличение объема нефти, транспортируемой по так называемому Среднему коридору, который предполагает отправку танкеров через Каспийское море и подачу нефти в трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан (BTC) для доставки в Европу.

“В настоящее время 98% нашей нефти проходит через Россию, что в какой-то момент было нормально, потому что это было эффективно, дешево и надежно”, — отметил в интервью Нуржан Марбаяев, генеральный директор Semurg Invest, инфраструктурного инвестора из Астаны, который разрабатывает проект строительства нефтяного терминала терминал.

“Но теперь, когда текущая ситуация стала более неблагоприятной, нехорошо класть все яйца в одну корзину”.

Предполагается, что мощности нового экспортного терминала позволят увеличить пропускную способность порта Курык до 15-20 млн тонн нефти в год, или до 112 млн баррелей.

Большая часть инфраструктуры порта, такая как железнодорожное сообщение, электроснабжение и водоснабжение, уже созданы.

Завершение проекта, который предполагает строительство причала с оборудованием для погрузки танкеров, а также местного нефтехранилища с трубопроводом к докам, обойдется менее чем в 100 млн долларов, сообщил Марабаев.

Симптоматично, что нефтяной терминал всегда был частью плана порта Курык, который отправил свой первый груз в 2017 году и открыл паромное сообщение в 2018 году.

Теперь стремление правительства диверсифицировать экспортные маршруты Казахстана придает его завершению новую актуальность.

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев сделал альтернативные экспортные маршруты главным приоритетом и призвал крупнейшие нефтяные компании США, работающие в стране, внести свой вклад в их развитие.

Цель правительства — увеличить экспорт через Средний коридор до 20 млн тонн в год, что составляет около 400 000 баррелей в сутки.

Задача крайне необходимая, так как зависимость страны от России как источника жизненной силы ее экономики трудно переоценить.

На долю нефти приходится более 60% экспортных поступлений страны и пятая часть ее ВВП.

Около 80% ее нефти поступает на экспортные рынки по трубопроводу Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), который проходит через территорию России до Новороссийска.

В целом, около 97% экспорта казахстанской нефти должно проходить через территорию России.

Проблемы обострилась в прошлом году, когда Россия начала перекрывать потоки по трубопроводу КТК протяженностью 1 500 км, ссылаясь на “технические” и нормативные проблемы.

Этот шаг был широко истолкован как предупреждение Кремля своему соседу хранить молчание о СВО Владимира Путина на Украине или столкнуться с перебоями в поставках своего самого важного экспорта.

“Диверсификация должна была стать стратегией на протяжении длительного времени”, — считает Марабаев. “Оглядываясь назад, кажется довольно недальновидным, что этого не произошло раньше. Уоррен Баффет однажды сказал, что в бизнесе зеркало заднего вида всегда четче лобового стекла.”

На долю Казахстана, члена ОПЕК+ и одного из 20 крупнейших мировых производителей, приходится около 2% мирового потребления нефти, и он планирует и дальше наращивать добычу.

Нефтяные амбиции Астаны зависят от боевых действий в Украине, заявил министр энергетики Болат Акчулаков на конференции в Хьюстоне в марте.

По его словам, снижение зависимости страны от транспортных маршрутов через Россию является “проблемой номер один’ в условиях “океана неопределенности”.

Как и другие лидеры постсоветской Центральной Азии, президент Токаев проводит тонкую грань с Кремлем. Хотя он прямо не осудил вторжение в Украину, он выразил свою поддержку территориальной целостности страны и отказался признать аннексию Россией украинских регионов на востоке.

Он также начал диалог с президентом Украины Владимиром Зеленским с начала войны.

Несмотря на растущий риск сбоев в работе в России, международные нефтяные компании (МОК), работающие в Казахстане, не спешат осваивать альтернативные маршруты.

ExxonMobil, Shell, Eni и японская Inpex добывают нефть в Казахстане через совместные предприятия на его крупнейших месторождениях.

Exxon, Shell и Eni также являются совладельцами трубопровода КТК наряду с российскими производителями и продолжают платить России за транспортировку их нефти по ее территории.

Exxon, которой принадлежит 16,8% акций казахстанского месторождения Кашаган и 25% акций консорциума «Тенгизшевройл», который управляет месторождениями Тенгиз и Королев, признала возможность перебоев с транспортировкой в заявлении о ценных бумагах от 22 февраля.

“В случае, если Россия предпримет контрмеры в ответ на существующие санкции, связанные с ее военными действиями на Украине, возможно, что транспортировка казахстанской нефти по трубопроводу КТК может быть прервана, урезана, временно приостановлена или иным образом ограничена”, — заявили в компании, предупредив о “потере денежных потоков от неопределенный срок” при таких обстоятельствах.

По словам Марабаева, одним из главных препятствий для привлечения инвестиций в порт Курык, который также принадлежит Semurg Invest, является отсутствие обязательств со стороны этих крупных нефтяных компаний использовать терминал после его завершения.

Дноуглубительные работы будут проводиться государственной компанией, но это также зависит от объема обязательств компаний, сказал он.

“Мы встретились с несколькими нефтяными компаниями и представили проект”, — сказал он.

“Все взволнованы, но никто не дает никаких обязательств. На данный момент мы удостоверяемся, что у нас есть все необходимое для быстрого создания, когда мы сможем приступить к работе. Танкеры прибывают, мы должны убедиться, что у нас есть надежный порт”.

Одна из проблем — это затратность проекта. Транспортировка нефти железнодорожным транспортом, выгрузка ее в порту и последующая повторная передача по трубопроводу в Баку — более сложный и дорогостоящий процесс, чем отправка нефти непосредственно по российским трубопроводам. Однако разница в ценах может колебаться в зависимости от геополитических рисков в России и на Черном море, где нефть КТК загружается на суда. Возможно, за повышенную безопасность стоит заплатить дополнительную плату.

По мнению генерального директора Semurg, многочисленные рыночные и геополитические факторы будут влиять на разницу в затратах между транспортировкой по Среднему коридору и продолжением полагаться на российские трубопроводы.

Компаниям необходимо учитывать весь маршрут от нефтяных месторождений до конечных потребителей, а не только стоимость доставки продукта в морской порт с выходом в Европу.

Трубопровод КТК заканчивается в Новороссийске в 100 км от Крыма.

“Насколько легко будет найти танкер, который согласится отправиться в зону боевых действий в Черном море”, — задается вопросом Марабаев. “Страхование, стоимость фрахта и так далее могут усложниться, если крупные российские компании, такие как «Транснефть», попадут под санкции. У тебя всегда должен быть план Б.”

Потенциал будущих разногласий с Кремлем не ограничивается самим Казахстаном.

И Exxon, и Shell быстро покинули Россию после вторжения на Украину, оставив после себя активы на миллиарды долларов и испортив отношения с Москвой. По словам Марабаева, у России и нефтяных компаний есть “незаконченные дела друг с другом”.

Несмотря на препятствия, есть признаки того, что диверсификация продвигается вперед.

Казахстан только начал отгружать небольшие партии нефти по Среднему коридору из порта Актау, при этом Chevron и Inpex отправляют небольшие пробные партии по этому маршруту.

Однако у Актау и близко нет достаточных мощностей для достижения цели страны по увеличению экспорта по Среднему коридору до целых 20 млн тонн в год. Проект Семурга в Курыке призван восполнить этот пробел.

Кроме всего прочего, вопросы безопасности поставок выходят за рамки нефти.

Хрупкий характер последней зерновой сделки ООН, Турции и Украины с Россией и недавний спор вокруг транзита украинского зерна через Польшу показывают, что другие сырьевые товары уязвимы для конфликта.

Ожидается, что к июлю в порту Курык будет введен в эксплуатацию зерновой терминал и мощности по перевалке металлов, поскольку порт также будет обрабатывать другие товары.

Порт уже занимается перевалкой наливных грузов, таких как нефтепродукты, и в настоящее время готовится к перевозке насыпных и генеральных грузов.

Между тем, отсутствие обязательств продолжает стоять на пути строительства нефтяного терминала в Курыке. По словам Марабаева, хотя государственная компания проведет дноуглубительные работы для углубления порта, она не будет этого делать до тех пор, пока эти обязательства не будут приняты.

“Что бы я сказал нефтяным компаниям? Если у вас нет альтернативы России, то вам следует рассмотреть ее. Частичная альтернатива, подобная той, которая пересекает лишь небольшую часть России, альтернативой не является. Мы не говорим о замене КТК, но определенное количество нефти должно продолжать поступать, чтобы поддерживать работоспособность месторождений. Перезапуск месторождения, которое было закрыто, — это крупный проект, и он очень дорогостоящий. Со всех точек зрения, лучше продолжать в том же духе”.

Представляется, что планы правительства Казахстана осуществляться, но точно не скоро.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика