С началом активного сезона перевалки зерна в этом году терминалы рижского порта начали принимать и загружать зерновые грузы в конце июля, начале августа, главным образом, от латвийских и литовских фермеров.
К настоящему времени от причалов порта отошли более 10 судов, груженные рапсом и три сухогруза с пшеницей нового урожая.
– В этом году сбор урожая рапса в Латвии начался в середине июля, а в Литве еще раньше – в начале июля, и в последнюю неделю июля с нашего терминала уже было отправлено первое судно с урожаем рапса этого года. В настоящее время мы получили и погрузили на борт около 30 000 тонн семян рапса из Латвии и Литвы, а также небольшие партии из Украины, – говорит Янис Лапиньш, коммерческий директор WT Terminal.
– Задолго до геополитических потрясений WT Terminal определил перевалку сельскохозяйственной продукции в качестве одного из ключевых приоритетов развития компании. Два года назад мы начали строительство и ввели в эксплуатацию новый закрытый склад сыпучих грузов для хранения и перевалки зерновых культур. Мы видим, что наша стратегия была продуманной, а наши инвестиции – успешными. Мы можем одновременно принимать и загружать на суда больше сельскохозяйственной продукции. В настоящее время терминал оптимизирован, и в то же время объем перевалки увеличивается”, – поясняет Янис Лапиньш.
Он также доволен динамикой перевалки грузов нового урожая пшеницы на терминале “Оста Леясволери”, которые начались с первых чисел августа.
– На наши склады уже поступило 100 000 тонн сельскохозяйственной продукции – пшеницы и семян рапса. Большая часть этой продукции производится латвийскими фермерами, но мы также получаем поставки из Литвы. Самым большим преимуществом нашего терминала является его расположение на левом берегу реки Даугавы, что делает его легко доступным для жителей крупнейшего зернового региона – Земгале, а также для фермеров Литвы, – поясняет Иво Булиньш, финансовый директор “Osta Lejasvoleri”.
Всего в новом сезоне приема и обработки зерна подготовлены 15 терминалов рижского порта.
Сегодня крупнотоннажные суда вместимостью около 60 000 тонн зерна уже являются стандартом для перевозки зерна.
Для эффективной эксплуатации таких судов на портовых терминалах необходимы достаточные мощности для хранения зерна. Поэтому компании все чаще строят новые склады для хранения сельскохозяйственной продукции в напряженный сезон.
– Поскольку перевалка сельскохозяйственной продукции является ключевым приоритетом для “Оста Лехасволери”, за последние несколько лет мы сосредоточились на развитии инфраструктуры, необходимой для перевозки этих грузов. Мы ввели в эксплуатацию три новых зерновых склада и планируем ввести в эксплуатацию четвертый в этом году. Таким образом, общая вместимость терминала для хранения зерна составит 55 000 тонн, что подходит для обработки крупногабаритных судов. Целенаправленное расширение складских мощностей позволило нам стать одним из лидеров в сегменте перевалки сельскохозяйственной продукции в Рижском порту, – поясняет Иво Булиньш.
Стоит отметить, что сельскохозяйственные грузы, наряду с контейнерными и лесными грузами, были определены в качестве приоритетный для рижского порта еще в далеком 2017 году, когда разрабатывалась 10-летняя программа развития порта.
Согласно статистике последних лет, эта долгосрочная стратегия оказалась оправданной – транзитные энергоносители, такие, как уголь и нефтепродукты, прежде обеспечивающие работу порта, практически исчезли, в то время как все остальные сегменты, включая сельскохозяйственные грузы, успешно развиваются – в соответствии с объемами рынка и циклическими условиями.
Сегмент зерновых перевозок в прошлом году вырос на 15%, и рижский порт обработал почти половину (46%) всех грузов сельскохозяйственной продукции, отправляемых из латвийских портов.