Для российского бизнеса критически важно знать положение в стране с топливом. К сожалению, Россия вынуждена импортировать топливо, поскольку до 20% ее перерабатывающих мощностей выведено из строя. Таковы данные, базирующейся в Осло компании Arctic Securities.
Как следует из представленной этой компании отчета, около 20% нефтеперерабатывающих мощностей России выведены из строя, и еще 3 млн баррелей в день находятся под угрозой из-за все более дерзких налетов украинских беспилотников.
Оценка в 20% является значительным скачком по сравнению с оценкой НАТО в 15%, полученной на прошлой неделе, и объясняется тем, что наводнение в минувшие выходные вывело из строя еще один российский нефтеперерабатывающий завод в Орске, Оренбургской области.
Стратегия Киева по нанесению ударов по нефтеперерабатывающей инфраструктуре своего противника также вынудила Россию, традиционно являющуюся нетто-экспортером бензина, обратиться к своим соседям за экстренными поставками топлива.
“Недавние попытки России импортировать бензин из Белоруссии и Казахстана указывают на то, что Россия, вероятно, все больше обеспокоена немедленными поставками дистиллятных нефтепродуктов на внутренний рынок после ударов Украины по российским нефтеперерабатывающим заводам”, – отмечается во вчерашней заметке Вашингтонского института по изучению войны (ISW).
“На данный момент пострадали 10 нефтеперерабатывающих заводов, и, по оценкам, общая мощность с начала года превысила 1 млн баррелей в день, что составляет ~20% от общей мощности, и еще 3 млн баррелей в день находятся под угрозой”, – указывает Arctic Securities в записке для клиентов, к которой прилагалась карта атак (см. ниже).
В целом за год, российский экспорт в Арктике сократился на 0,25 млн баррелей в день: российский экспорт дизельного топлива составляет около 1,2 млн баррелей в день, что составляет примерно 5% от общего объема морских перевозок, но недавнее увеличение объемов производства крекинга свидетельствует о том, что этот показатель снижается.
В связи с происходящим, компания Arctic сообщила, что танкеры были перенаправлены, поскольку поставки должны были осуществляться из других источников, что привело к перегруппировке флота.
Все недавние атаки украинских БПЛА на российские НПЗ были направлены на объекты, расположенные на глубине более 1 000 км от российской территории, но часть из них последовала на нефтеперерабатывающие заводы в Усть-Луге на Балтийском море и Туапсе на Черном море (см. карту ниже).
Сообщается также, что военная разведка Украины провела специальную операцию, не связанную с беспилотниками, в результате которой был поврежден российский военный корабль, пришвартованный у Калининградской области в Балтийском море.
В случае подтверждения этой информации, необходимо будет констатировать растущую способность Киева наносить удары по объектам Кремля далеко за пределами своих границ.
Кроме того, значительную проблему нефтяному бизнесу России создают международные санкции, из-за которых затрудняется приобретение необходимых запасных частей.