И все же, пусть медленно, но неуклонно объем грузовых перевозок по Северному морскому пути (СМП) увеличивается.
В частности, годовой объем возрос с 20,2 млн тонн до 34,87 млн тонн в период с 2018 по 2021 год. По оценкам, в следующем году он достигнет 50 миллионов тонн.
В настоящее время навигация в этом районе невозможна в течение трех-четырех месяцев в году, но изменение климата и вызванное им таяние ледников сокращают этот период, увеличивая его экономическую ценность. По данным российского правительства, этот период, скорее всего, полностью исчезнет уже в 2024 году.
В складывающихся обстоятельствах, использование судов для следования по СМП из Азии в Европу становится очевидно выгодным, конечно, если это не огромные контейнеровозы, которые кроме того, что должны иметь ледовый класс, но также низкую осадку.
Для среднего тоннажа судов, в том числе наливного флота использование СМП может быть выгодным.
Например, при следовании северным путем расстояние между Пусаном и Роттердамом составляет примерно 15 000 км, в то время, как традиционный южный маршрут через Суэцкий канал – 22 000 км.
Япония, Южная Корея могли бы поучаствовать в организации логистики через СМП, но обе страны придерживаются политики санкций в отношении России.
Правительство РФ планировало привлечь 783 миллиарда рублей (10,3 миллиарда долларов США) на развитие СМП, но из-за СВО Владимира Путина в Украине, едва ли выделит столь существенную сумму из бюджета.
Остается уповать на милости природы, которая за счет потепления климата поспособствуют улучшению навигации на всем протяжении Северного морского пути.