Чрезвычайно прохладные отношении России со странами Балтии, мобилизует бизнесменов занятых в аграрном секторе, проявлять интерес к возможностям отечественной портовой инфраструктуры.
До настоящего времени почто весь экспорт российского зерна осуществляется через Черное море.
В стремлении нарастить его на 50% к 2030 году, при одновременном снижении зависимости от традиционных черноморских маршрутов, Россия ищет возможности для новых маршрутов поставок.
Страна, которая экспортировала по меньшей мере 72 миллиона метрических тонн зерна в сезоне 2023/24, заинтересована в новых рынках в Латинской Америке и Африке, вдобавок к существующим в Северной Африке и на Ближнем Востоке.
Кроме того, продолжающийся конфликт с Украиной, черноморский зерновой маршрут делает опасным для судоходства.
– Прошлый год с его рекордным урожаем показал, что при таких темпах отгрузки на экспорт нам не хватает мощностей, – пожаловалась Ксения Боломатова, заместитель главы контролируемого государством сельскохозяйственного конгломерата OZK, владеющего несколькими черноморскими терминалами, на отраслевом собрании в Сочи.
Для решения проблемы за 18 месяцев Россия открыла два крупных порта – Высоцкий и Лугапорт – в Финском заливе.
Соответственно, “Высоцкий” отгрузил свое первое зерно в апреле 2023 года, в то время как “Лугапорт” начал операции в июне этого года, и ожидается, что к началу 2025 года объем перевалки зерна достигнет 7 млн тонн.
Суммарно, оба порта смогут ежегодно обрабатывать до 15 миллионов тонн сельскохозяйственной продукции, включая зерно, что составит четверть от прогнозируемых 60 миллионов тонн российского экспорта зерна в сезоне 2024/25.
Частная компания “Приморский UPK” также планирует построить зерновой терминал в порту Приморск мощностью до 5 миллионов тонн.
Нельзя не признать, что за последнее десятилетие Россия стала крупнейшим в мире экспортером пшеницы, кукурузы, ячменя и гороха, но дальнейший рост может быть ограничен из-за нехватки морского тоннажа.
Очевидно, что проблему можно во многом решить за счет использования крупнотоннажных балкеров при одновременном увеличении пропускной способности портов.
Ожидается, что терминалы Балтийского моря будут расширяться более быстрыми темпами.
В сезоне 2023/24 Россия экспортировала 62 миллиона тонн зерна морским транспортом, при этом 90% поставок осуществлялось через Черное море, в основном на рынки Ближнего Востока и Северной Африки.
В прошлом сезоне порты Балтийского моря погрузили 1,5 млн тонн зерна, что в три раза больше, чем в предыдущем сезоне, но все равно составляет всего 2,4% от общего объема российского экспорта, согласно расчетам Reuters, основанным на общедоступных данных.
– С точки зрения логистики Прибалтика имеет много преимуществ для экспорта зерна, – считает Дарья Снитко, вице-президент Газпромбанка.
– Поставки из Балтийского моря превосходят по экономичности поставки из Азово-Черноморского региона при торговле со странами Африки за пределами Средиземноморья, а также с Азией, – уверена она.
По данным логистической компании “Русагротранс”, в настоящее время порт Высоцкий отправляет зерно в Алжир, Бразилию, Кубу, Мали, Мексику, Марокко, Нигерию и Тунис.