09.10.2024

Севморпуть будет с китайским лицом

«Бюро «Инфотекст» неоднократно обращало внимание на желание партнеров России, в частности, из ОАЭ, Индии и Китая поучаствовать в развитие Северного морского пути. Во время государственного визита Владимира Путина в китайский город Харбин, состоявшегося на прошлой неделе, глава «Росатома» Алексей Лихачев сообщил, что стороны сформировали российско-китайскую подкомиссию по Северному морскому пути (СМП).

Вскоре начнется летняя навигация через Севморпуть

– Принято решение о создании совместной комиссии по развитию Северного морского пути. Российскую сторону будет представлять “Росатом”. С китайской стороны ее возглавит министр транспорта. Наша задача – в кратчайшие сроки создать совместную программу расширения китайского транзита по Северному морскому пути, – объяснил Лихачев.

По его мнению, «китайский транзит по этому маршруту может вырасти до 50 миллионов тонн к 2030 году».

В связи с чем, развитие партнерства с Китаем в строительстве арктических судов и развитии портов и логистических центров будет иметь решающее значение.

Показательно, что еще в 2022 году главным куратором СМП выступило государственное атомное агентство “Росатом”. Ему поручено управлять ледокольным флотом, отвечающим за навигацию по всему маршруту, протяженностью 3 500 миль от Карского моря до Берингова пролива.

Заманчиво, что эта альтернатива Суэцкому каналу, способна вдвое сократить расстояние между Европой и портами Дальнего Востока.

Проблема, однако состоит в том, что транзит по СМП возможен только для судов ледового класса, а главное с небольшой осадкой.

Для коммерческого флота с осадкой более 12 метров, СМП практически не доступен на во многих местах следования.

Таким образом, вряд ли он может стать заменой океанских торговых путей, ведущих через Суэцкий канал.

Тем ни менее, в прошлом году на этом маршруте был установлен новый рекорд грузооборота – 35 миллионов тонн, что превысило предыдущий рекорд в 34,1 миллиона тонн, достигнутый в 2021 году.

Высокий спрос на российскую сырую нефть в Китае способствовал увеличению объемов перевозок грузов по СМП.

В 2023 году Китай перевез около 1,5 млн тонн сырой нефти из Балтийского моря в Китай именно по арктическому маршруту.

Символично, что губернатор Архангельской области Александр Цыбульский, находившийся в составе делегации России в Китае, посетил портовый город Далянь, где призвал местный бизнес использовать СМП. В свою очередь, порт Архангельска является ключевым узлом российского арктического судоходства.

– Мы заинтересованы в увеличении объемов перевозок в китайских портах, в том числе в Даляне. Уже сейчас наблюдается значительное увеличение числа судов, отправляющихся из Шанхая в Архангельск по северному маршруту. В течение лета этого года из Шанхая в Архангельск отправится до 12 судов», —сообщил Цыбульский.

Для полноты информации нельзя не отметить, что ежегодно через Суэцкий канал, порядка 20 000 судов провозят 1,3 млрд тонн грузов.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика